Показатели экспорта нефти из России в ноябре стали рекордными с апреля 2022 года
В Международном энергетическом агентстве (МЭА) прогнозируют, что спрос на нефть по итогам 2022 года вырастет на 2,3 млн баррелей в сутки и еще на 1,7 млн баррелей в сутки в 2023 году. Это примерно на 140 тыс. баррелей больше по сравнению с данными за ноябрь 2022 года, говорится в публикации МЭА.
Слабая макроэкономическая среда и избыточное предложение снизили в декабре базовые цены на нефть примерно на $15 за баррель. Продажи продолжаются, несмотря на снижение добычи ОПЕК+, вступление в силу эмбарго ЕС на импорт нефти из РФ и ослабление ковидных ограничений в Китае, которые могут способствовать более быстрому восстановлению спроса у второго по величине в мире потребителя нефти, говорится в декабрьском отчете МЭА. На момент публикации фьючерсы на ICE Brent торговались по цене около $80 за баррель, в то время как цена NYMEX WTI упала до $75 за баррель.
Более резкое падение наблюдалось в ценах на российскую нефть. Цена на нефть марки Urals в Северо-Западной Европе упала почти на $30 за баррель, достигнув к началу декабря отметки в $43 за баррель, что значительно ниже ценового потолка в $60 за баррель, согласованного странами G7, Австралией и Евросоюза. Предельная цена направлена на облегчение торговли с РФ, позволяя сторонним покупателям использовать морские услуги Евросоюза, если они совершают покупки ниже этого предела. Однако Россия заявляла, что скорее сократит добычу, чем будет продавать нефть странам, которые вводят ограничения.
В ноябре экспорт нефти из России увеличился на 270 тыс. баррелей в сутки, достигнув 8,1 млн баррелей в сутки, что является самым высоким показателем с апреля. Погрузки нефти не изменились по сравнению с предыдущим месяцем и составили чуть более 5 млн баррелей в сутки, несмотря на снижение поставок в Европу на 430 тыс. баррелей в сутки. Напротив, потоки нефтепродуктов (в частности, дизельного топлива) выросли, в том числе в Европу. Добыча нефти в России выросла на 90 тыс. баррелей в сутки до 11,2 млн, что всего на 200 тыс. баррелей ниже уровня до начала специальной военной операции на Украине.
Наряду с восстановлением добычи в Казахстане и Нигерии после нескольких месяцев технических проблем, это увеличение в какой-то степени компенсировало снижение предложения со стороны других производителей ОПЕК+. С ноября организация снизила общий потолок добычи на 2 млн баррелей в сутки, но фактическая добыча нефти упала всего на четверть от этого показателя, поскольку большинство членов уже производили значительно ниже своих целевых показателей. Что касается стран, не входящих в ОПЕК+, то у них нефтедобычи росла третий месяц подряд и выросла на 3,1 млн баррелей в сутки с начала этого года. В основном на этом сказались устойчивые показатели добычи в США, Бразилии и в Северном море.
Предварительные данные показывают, что в ноябре запасы нефти в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) сократились, на чем сказался резкий рост спроса на НПЗ. В прошлом месяце объемы нефтепереработки в мире выросли примерно на 2,2 млн баррелей в сутки, составив 82,3 млн, что является самым высоким показателем с января 2020 года. Увеличение предложения дизельного топлива и бензина совпало с сезонным спадом спроса на транспортное топливо, что привело к увеличению запасов нефтепродуктов и снижению маржи НПЗ. В США и Европе дизельный крекинг сократился до рекордной отметки за месяц по сравнению с историческими максимумами в октябре, но остается достаточно высоким.
Несмотря на сезонное замедление мирового спроса на нефть и продолжающиеся макроэкономические препятствия, недавние данные о потреблении нефти неожиданно оказались в плюсе. Это было особенно заметно в регионах, не входящих в страны ОЭСР, включая Китай, Индию и Ближний Восток. Напротив, спрос на нефть в странах ОЭСР оставался низким, поскольку слабая активность нефтехимической отрасли в Европе и Азии перевесила продолжающийся переход с газа на нефть в производственных процессах.
Хотя снижение цен на нефть является облегчением для потребителей, столкнувшихся с растущей инфляцией, в будущем стоит ожидать влияния введенного эмбарго на поставки российской нефти и нефтепродуктов. В МЭА ожидают более жесткий баланс нефти в мире во II квартале 2023 года на фоне зимних холодов, что не исключает очередной этап галопирующих цен.