1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. Росатому до 2035 года понадобится три МСАТО для обслуживания атомных реакторов ледоколов проекта 22220

9 декабря 2022   16:54

Росатому до 2035 года понадобится три МСАТО для обслуживания атомных реакторов ледоколов проекта 22220

В декабре планируется заключить контракт с Балтзаводом на строительство двух ледоколов проекта 22220 и многофункционального судна атомно-технологического обслуживания

Проект МСАТО проекта 22770 с сайта ЦКБ «Айсберг»

Росатому до 2035 года понадобится три многофункциональных судна атомно-технологического обслуживания (МСАТО) проекта 22770 для обслуживания атомных ректоров ледоколов проекта 22220 и плавучих энергоблоков (ПЭБ). Об этом в ходе пленарного заседания XII Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» корреспонденту «ПортНьюс» рассказал и.о. генерального директора ФГУП «Атомфлот» Леонид Ирлица.

По его словам, в декабре 2022 году Росатом планирует заключить контракт с Балтийским заводом на строительство двух ледоколов проекта 22220 и судна МСАТО проекта 22770. Планируется, что МСАТО будет сдано в 2029 году. Говоря о стоимости строительства МСАТО, Леонид Ирлица отметил, что «сейчас идет переработка технического проекта,  в котором будет новая цена». «По старому проекту 2018 года стоимость судна (МСАТО проекта 22770 – прим. ред.) в пересчете на нынешние цены — 25 млрд рублей. Сейчас идет переработка технического проекта, в котором будет новая цена». Также он напомнил, что ранее «правительство определило, что 118 млрд рублей будут стоить два ледокола ( проект 22220 – прим. ред.) и 25 млрд — судно МСАТО — в ценах этой осени».

Как подчеркнул  Леонид Ирлица, в перспективе до 2035 года  Росатому понадобится три МСАТО. «Кроме атомных ледоколов проекта 22220 буду плавучие атомные энергоблоки (ПЭБ) , а их 10 штук, и на каждом по два реактора. Их тоже надо обслуживать», — пояснил он.

Судно используется как емкость для хранения и охлаждения отработанного ядерного топлива (ОЯТ). Одно судно может загрузить шесть реакторов (на каждом ледоколе два реактора). То есть, одно судно МСАТО обеспечит перегрузку трех ледоколов. По технологии ОЯТ хранится на МСАТО три года и потом перегружается на берег.

Проект 22770 является новым типом многофункционального судна атомно-технологического обслуживания (МСАТО), способного обеспечить эксплуатацию действующих, строящихся и перспективных атомных ледоколов, морских судов с ядерной энергетической установкой и плавучих энергоблоков. Судно имеет неограниченный район плавания, оснащено дизельной энергетической установкой.

МСАТО проекта 22770 предназначено для проведения следующих основных технологических операций: выгрузка отработанного ядерного топлива из реакторных установок обслуживаемых судов; загрузка свежего ядерного топлива в реакторные установки обслуживаемых судов; прием, хранение и выдача жидких радиоактивных отходов, образующихся в процессе эксплуатации судовых реакторных установок, а так же в процессе перегрузки ядерного топлива; выдержка отработавших тепловыделяющих сборок с целью снижения остаточных тепловыделений; загрузка выдержанных отработавших тепловыделяющих сборок в транспортные контейнеры для передачи на переработку; дезактивация съемного оборудования судовых реакторных установок и перегрузочного оборудования.

Проект 22770 МСАТО предназначен для замены эксплуатирующегося на данный момент судна атомно-технологического обслуживания «Имандра» проекта 1948.

Основные характеристики: длина наибольшая - 158,80 м; длина по КВЛ - 149,20 м; ширина наибольшая - 26,00 м; высота борта на миделе - 10,50 м; при полном водоизмещении осадка - 7,50 м; полное водоизмещение судна - 22661,00 тонн; мощность ГЭУ на валах - 9 200,00 кВт;скорость хода - 12 уз.; класс ледовых усилений корпуса - Arc5.