В церемонии в режиме видеосвязи принял участие президент РФ Владимир Путин
На Балтийском заводе (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) 22 ноября состоялся торжественный спуск на воду третьего серийного атомного ледокола проекта 22220 «Якутия», передает корреспондент ИАА «ПортНьюс». «Крестной матерью» атомохода стала вице-премьер РФ Виктория Абрамченко. В церемонии в режиме видеосвязи принял участие президент РФ Владимир Путин.
В торжественной церемонии спуска также участвовали вице-премьер – министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов, генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев и другие.
В настоящее время на Балтзаводе идет церемония поднятия государственного флага на атомоходе проекта 22220 «Урал».
Президент поблагодарил корабелов, атомщиков, конструкторов, рабочих, инженеров, всех специалистов, которые участвуют в создании высокотехнологичных судов, за труд, профессионализм. Стенограмма его обращения опубликована на сайте Кремля.
«По планам, ледокол «Урал» приступит к выполнению задач уже в декабре текущего года, а ледокол «Якутия» должен быть передан флоту в конце 2024 года. Сдача еще одного ледокола этой же серии — «Чукотка» — намечена на 2026 год. Кроме того, в 2027 году на судоверфи «Звезда» на Дальнем Востоке должно завершиться строительство сверхмощного атомного ледокола «Россия» — это действительно сверхмощный ледокол, примеров в мире этому нет», — сказал глава государства. Он подчеркнул, что указанные сроки, набранный темп работы должны быть неукоснительно выдержаны.
«Суда такого высокого ледового класса имеют для нас стратегическое значение. Они нужны для изучения и освоения Арктики, для обеспечения безопасного, устойчивого судоходства в данном регионе, для увеличения перевозок по Северному морскому пути», — добавил президент.
Он отметил, что развитие Севморпути позволит России полнее раскрыть свой экспортный потенциал, наладить эффективные логистические маршруты, в том числе в Юго-Восточную Азию.
Как сказал вице-премьер — глава Минпромторга Денис Мантуров на церемонии, спуск на воду ледокола «Якутия» — это подтверждение наращивания компетенций, необходимых для обеспечения строительства 120-мегаваттного ледокола «Россия». До конца года Росатом должен заключить контракт с Балтийским заводом на строительство двух ледоколов проекта 22220. В скором времени планируется строительство дизельных ледоколов, что позволит высвободить атомные суда для обеспечения навигации на Северном морском пути (СМП, Севморпути).
Виктория Абрамченко отметила уникальность российских атомных ледоколов и высокие экологические стандарты судов серии; для работы в высоких широтах используются безотходные технологии; в течение срока службы ядерной энергетической установки исключена замена выемного блока; защита от ионизирующего излучения отсекает как радиацию двух реакторов, так и солнечную; внутри ледокола уровень радиации ниже, чем естественный радиационный фон; кардинально сокращен объем выбросов в атмосферу — они в 100 тыс. раз меньше, чем от угольной котельной, и составляют всего 500 граммов сажи, сообщается в Telegram-канале правительства РФ.
Напомним, атомоход «Якутия» был заложен на стапеле Балтийского завода 26 мая 2020 года. Это третий серийный универсальный атомный ледокол и четвертое судно проекта 22220, построенное на Балтзаводе по заказу госкорпорации «Росатом». Атомный ледокол «Якутия» строится под техническим наблюдением Российского морского регистра судоходства.
Основные характеристики атомных ледоколов проекта 22220: длина — 173,3 м; ширина — 34 м; высота борта на миделе до ВП — 15,2 м; высота общая — 52 м; осадка по конструктивной ватерлинии — 10,5 м; минимальная рабочая осадка — 9,2 м; водоизмещение — 33,54 тыс. тонн; назначенный срок службы — 40 лет; экипаж — 53 человека. Предельная толщина сплошного ровного припайного льда, преодолеваемая ледоколом непрерывным ходом со скоростью 1,5-2 узла, при полной мощности, на глубокой воде, составляет 2,8 м.
Назначение: самостоятельная проводка судов (в том числе крупнотоннажных), лидирование караванов круглогодично в Западном районе Арктики; ледокольная проводка судов на мелководных участках Енисея (Дудинское направление) и Обской губы; буксировка судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде; оказание помощи судам и выполнения спасательных работ в ледовых условиях и на чистой воде.
Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 являются самыми большими и мощными ледоколами в мире. Суда этого проекта в ближайшие годы должны стать основой гражданского ледокольного флота России.
Балтийский завод специализируется на строительстве надводных кораблей 1 ранга, судов ледового класса с атомными и дизель-электрическими силовыми установками, атомных плавучих энергоблоков. Предприятие было основано в 1856 году. За полтора века своей истории Балтийский завод построил около 600 кораблей и судов. Сегодня на заводе трудится более 6000 человек.
Ссылки по теме:
Завершены ходовые испытания атомного ледокола «Урал» проекта 22220 >>>>
Росатом рассчитывает на начало строительства пятого и шестого ледоколов проекта 22220 в 2023 году — Вячеслав Рукша >>>>
Фотографии ИАА «ПортНьюс»