Ежегодно необходимо выделять до 1,5 млрд руб. для строительства мало- и среднетоннажного флота
Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) направила обращение первому заместителю председателя Совета Федерации Андрею Яцкину (имеется в распоряжении ИАА «ПортНьюс»). В письме ВАРПЭ отмечает, что сейчас действует три меры поддержки в виде субсидий из федерального бюджета: на возмещение затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизации (утилизационный грант), возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, а также на уплату лизинговых платежей и субсидия российским организациям на возмещение части затрат на строительство судов рыбопромыслового флота. Однако требуется повышение эффективности программ поддержки строительства рыбопромысловых судов, делает вывод ВАРПЭ.
«В отличие от пассажирских и грузовых судов, рыбопромысловые суда отличаются более высокой стоимостью строительства, что связано с установкой дорогостоящего оборудования. Таким образом, создаются дополнительные риски и снижается экономическая привлекательность рассматриваемых мер поддержки», — говорится в письме.
Отсутствие заинтересованности рыбопромышленников обусловлено низким объемом компенсации на строительство (приобретение) судна и неучетом потребности предприятий при определении условий предоставления мер, подчеркивает ВАРПЭ.
По данным ФТС, в 2019-2022 годах было импортировано 151 рыболовное судно, большинство из них — из Японии (около 100 млн руб. за судно).
Объем компенсации по кредитам для судов за период с 2017 по 2021 год составил около 75 млн руб., в 2022 году — около 115 млн руб., такой порядок цифр приводится в письме ВАРПЭ. Объемы финансирования госпрограммы утилизационного гранта в 2020-2021 годах (950 млн руб.) и финансирования строительства рыбопромысловых судов (1 млрд руб.) позволили бы построить 19 судов, это менее 2% флота.
В ВАРПЭ считают наиболее перспективной мерой субсидирование процентной ставки. Выделенный в 2020 году бюджет позволил бы возместить процентную ставку 41 судна, в 2021 году — 37 судов. Максимальная компенсация по кредитам предоставляется в размере 2/3 затрат организации на уплату процентов, но не более 2/3 базового индикатора, который рассчитывается на основе ключевой ставки ЦБ, ставке ОФЗ и других коэффициентов.
«Эта мера не пользуется спросом в рыбной отрасли. Таким образом, действующие программы поддержки строительства рыбопромысловых судов не оказывают значительного влияния на развитие отрасли и недостаточны», — заключает ВАРПЭ.
Как сообщил «ПортНьюс» президент ВАРПЭ Герман Зверев,
необходимо увеличить объем господдержки до 1,5 млрд рублей ежегодно. Главный приоритет — строительство мало- и среднетоннажного флота, добавил он.
Программу по строительству рыбопромыслового флота в рамках «квот под киль» реализуют 16 судостроительных предприятий по всей стране ‒ от Калининграда до Камчатки. На первом этапе планировалось передать заказчикам 52 рыболовных судна и 38 краболовов (по данным Минпромторга на декабрь 2021 года). К концу 2021 года фактически верфи передали шесть рыбопромысловых и два краболовных судна. По данным Росрыболовства, сейчас строятся 97 судов (58 рыбопромысловых и 39 краболовов).
По разным оценкам, рыбопромышленные предприятия РФ владеют 1500 построенными ранее судами рыбопромыслового флота вместимостью более 80 тонн. Из них промысел осуществляет около 1104 судов.