Российские суда на Каспии сталкиваются с неравными условиями бункеровки в иранских портах — эксперт
Отсутствие единых коммерческих и конвенциональных правил препятствует развитию рынка
Международное судоходство в Каспийском море сегодня развивается в условиях несогласованности на уровне конвенциальных правил и неравного доступа к портовым услугам. Об этом, как передает корреспондент «ПортНьюс», рассказал генеральный директор АО «Морской торговый порт Оля» Александр Мельников, выступая на «Транспортной неделе» в Москве.
По его словам, сегодня среди 12 действующих морских портов на Каспии, расположенных в четырех государствах, нет единых правил, связанных с контролем и обслуживанием судов, а в некоторых аспектах практика носит дискриминационный характер. «Например, иранские суда в иранских портах бункеруют по внутренним ценам, а российские – по экспортным, это колоссальная разница», — объясняет он. Кроме того, по его словам, суда под национальным флагом имеют преференции и льготы в перевалке грузов. Неравные условия обслуживания усугубляются разной величиной портовых сборов в портах разных государств, отличаясь более чем в два и более раз.
Также помехой развитию судоходства являются различные конвенциональные правила: «Российские суда работают согласно Парижскому меморандуму, а в иранских портах применяется индийский меморандум, что приводит к серьезным замечаниям вплоть до ограничения выхода из порта. Кроме того, избыточно применение конвенции об обращении с балластными водами, например, в порту Туркменбаши, где от российских судов, работающих исключительно в каспийском бассейне, требуют международный сертификат», — говорит он. По мнению эксперта, решением проблемы могло бы стать создание некой унифицирующей Каспийской конвенции с участием всех прикаспийских стран, — эту идею российское каспийское сообщество надеется осуществить при помощи Минтранса.