Предусмотрено незначительное снижение погрузки – на 1,2% к уровню 2022 года
Инвестиционная программа ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) на 2023 года составит 1 трлн 74 млрд рублей, что на треть больше, чем в 2022 году. Такие цифры озвучил министр транспорта РФ Виталий Савельев на заседании правительства. Стенограмма выступления опубликована на сайте российского кабмина.
По словам министра, инвестиции в 2023 году планируется осуществлять по следующим основным направлениям. 440 млрд рублей, или более 40% от объема инвестпрограммы, предусмотрено на реализацию проектов Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, из них на развитие второго этапа Восточного полигона будет выделено 250 млрд рублей. Целевой показатель 2023 года по провозной способности в размере 173 млн тонн будет выполнен в полном объеме. На проекты обновления железнодорожной инфраструктуры в 2023 году предусмотрено 350 млрд рублей.
Виталий Савельев сообщил, что в 2022 году были приняты пять ключевых решений по обеспечению сбалансированности деятельности РЖД и формированию источников инвестиций. Во-первых, осуществлена докапитализация компании в размере 250 млрд рублей за счет средств Фонда национального благосостояния в целях финансирования инвестпрограммы. Во-вторых, увеличен уставный капитал «РЖД» на 18,3 млрд рублей за счет средств ФНБ для развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла. В-третьих, отсрочена уплата страховых взносов на один квартал, что дает совокупный эффект в объеме 42 млрд рублей. В-четвертых, осуществлена дополнительная индексация тарифов грузовых перевозок на 11% с 1 июня 2022 года и принято решение об отмене понижающих коэффициентов по перевозке угля на экспорт до конца текущего года. В-пятых, принято решение о докапитализации «РЖД» на 217 млрд рублей за счет средств ФНБ для снижения долговой нагрузки компании.
Министр рассказал, что в основу финансового плана на 2023 год заложены параметры прогноза социально-экономического развития и масштабные задачи по развитию инфраструктуры. Предусмотрено незначительное снижение погрузки – на 1,2% к уровню 2022 года. Предельное повышение тарифов в 2023 году составит 8%. При этом на 2023 год дополнительно учтена сырьевая надбавка по капитальному ремонту инфраструктуры в объеме 2% и сохранение ранее принятого решения по тарифам на экспортные перевозки угля. Расходы компании составят в 2023 году 2,15 трлн рублей.
При этом в финансовом плане учтена программа мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности. В 2023 году эффект прогнозируется на уровне более 47 млрд рублей. Показатель EBITDA в 2023 году прогнозируется на уровне 637 млрд рублей, что более чем на 27% выше уровня текущего года.
Премьер-министр России Михаил Мишустин в ответ отметил, что особое внимание необходимо обратить на реализацию проектов, которые направлены на формирование транспортных коридоров, прежде всего на завершение всех намеченных планов по развитию Восточного полигона и строительство железнодорожных подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна.