Экспортные поставки российской нефти достигли своего пятимесячного максимума до введения санкций
У нефтетанкеров остается все меньше времени, чтобы добраться до индийских портов до вступления в силу запретов ЕС и Великобритании на российскую нефть.
На прошлой недели объем морских перевозок нефти из России увеличились до рекордного уровня за пять месяцев, поскольку у танкеров, выходящих из российских портов в Балтийском море и Арктике остается все меньше времени на доставку груза в ключевые пункты назначения до 5 декабря, когда вступят в силу санкции Европейского союза. Об этом сообщается в очередном еженедельном обзоре Bloomberg, экспортным поставкам российской нефти и получаемым РФ доходам от экспортных пошлин.
Ежедневный объем экспортируемой из РФ нефти вырос до 3,6 млн баррелей, что является самым высоким уровнем с начала июня. Также вырос менее волатильный средний показатель за четыре недели, достигнув своего максимального значения с августа этого года.
Великобритания последовала примеру ЕС, запретив своим компаниям предоставлять страхование и другие услуги судам, перевозящим российскую нефть, если только груз не будет куплен по цене ниже предела (еще не согласованного), установленного странами G-7 и Австралии. Этот шаг, как и запрет ЕС, вступает в силу 5 декабря.
Лондон является важным страховым рынком для транспортировки нефти. Страхование защиты и возмещения ущерба покрывает риски компании, включая опасность разлива нефтепродуктов. В Великобритании также базируется международная группа страховщиков P&I Clubs, главной организацией компаний взаимного страхования со всего мира, которая обеспечивает страховой услугой 95% танкерного флота. Великобритания откажется от контрактов на поставку российской нефти, подписанных до 5 декабря 2022 года и поставленных до 19 января 2023 года, в соответствии с разъяснением Минфина США.
Наибольший рост, как в натуральном, так и в процентном выражении, наблюдался в отправлении партий грузов с арктического терминала Мурманск, откуда танкерам требуется больше времени, чтобы добраться до пункта назначения в Азии, чем от терминалов в Балтийском или Черном морях, и такой рост может объясняется стремлением доставить объемы до того, как санкции ЕС не позволят судам союза перевозить российскую нефть и запретят предоставление страхования и другие услуги для остального мирового флота.
Операторы танкеров, перевозящих российскую нефть, также становятся более разборчивыми в отношении пункта назначения. Еще больше судов покидают российские порты, не сообщая о конечном порте разгрузки. В частности, значительно увеличилось количество судов, указывающих своим следующим пунктом назначения Порт-Саид или Суэцкий канал. Это сопровождалось резким падением количества танкеров, указывающим на то, что они следуют в Индию. Остается вероятным, что большинство этих судов начнут подавать сигналы индийским портам, как только они пройдут через канал.
Танкеры, которые сейчас загружаются в Приморске или Усть-Луге, вряд ли достигнут терминалов разгрузки в Китае или Индии до вступления в силу запрета ЕС. Например, партия нефти из арктического порта Мурманск, следующая в Китай по Северному морскому пути вдоль арктического побережья России, в выходные прошла через Берингов пролив, однако вряд ли этот маршрут станет основным для перевозок при отсутствии подходящих судов (усиленного ледового класса) и зимний лед, вероятно, сделает его непригодным для использования в течение нескольких месяцев.
Партии грузов из тихоокеанских портов России всего за несколько дней доставляются на китайские импортные терминалы. Таким же коротким является путь от Черного моря до Турции. Напротив, поставки в Индию со всех экспортных терминалов России занимают несколько недель, что подвергает их большему риску попасть под санкции до того, как груз прибудет в пункт назначения.
Потоки экспортной нефти по пунктам назначения:
В среднем за четыре недели общий объем экспорта нефти морским транспортом вырос до 11-недельного максимума составив 3,18 млн баррелей в день. Наибольшее увеличение отмечено в отправках на танкерах, которые не показывают конечный пункт назначения.
Все цифры не включают грузы, классифицированные как казахстанский сорт KEBCO. Это поставки АО «КазТрансойл», следующие транзитом через Россию для экспорта через Усть-Лугу и Новороссийск.
Баррели казахстанского продукта смешиваются с нефтью российского происхождения для создания единого экспортного сорта. После начала СВО РФ на Украине Казахстан провел ребрендинг своих грузов, чтобы отличать их от грузов, отправляемых российскими компаниями. Транзитная нефть специально освобождена от санкций ЕС.
Европа:
Морские перевозки экспортной российской нефти в европейские страны выросли до шестинедельного максимума в 762 тыс баррелей в день за 28 дней до 4 ноября. Потоки экспорта выросли на 51 тыс баррелей в день, или на 7%, до 28 октября. Эти данные не включают поставки в Турцию.
Объем экспорта из России в страны Северной Европы увеличился за четыре недели до 4 ноября.
На прошлой недели объем морских перевозок нефти из России увеличились до рекордного уровня за пять месяцев на фоне вступающего в силу 5 декабря (США разрешили доставлять сырье вплоть до 19 января 2023 года) эмбарго со стороны ЕС, сообщает Bloomberg.
Ежедневный объем экспортируемой из РФ нефти вырос до 3,6 млн баррелей, что является самым высоким уровнем с начала июня. Наибольший рост, как в натуральном, так и в процентном выражении, наблюдался в отправлении партий грузов из порта Мурманск, откуда танкерам требуется больше времени, чтобы добраться до пункта назначения в Азии, чем от терминалов в Балтийском или Черном морях, и такой рост может объясняется стремлением доставить объемы до того, как санкции ЕС не позволят судам союза перевозить российскую нефть в связи с запретом страхования судов.
«Операторы танкеров, перевозящих российскую нефть, также становятся более разборчивыми в отношении пункта назначения. Еще больше судов покидают российские порты, не сообщая о конечном порте разгрузки. В частности, значительно увеличилось количество судов, указывающих своим следующим пунктом назначения Порт-Саид или Суэцкий канал. Одновременно сократилось количество танкеров, указывающих, что они следуют в Индию. Вероятно, судно указывает конечный пункт прибытия только после прохождения канала», — отмечает издание.
Танкеры, которые сейчас загружаются в Приморске или Усть-Луге, вряд ли достигнут терминалов разгрузки в Китае или Индии до вступления в силу запрета ЕС, полагают эксперты издания. Партия нефти из порта Мурманск, следующая в Китай по Северному морскому пути в выходные прошла через Берингов пролив. Партии грузов из тихоокеанских портов России всего за несколько дней доставляются на китайские импортные терминалы. Таким же коротким является путь от Черного моря до Турции.
В среднем за четыре недели общий объем экспорта нефти морским транспортом вырос до 11-недельного максимума составив 3,18 млн баррелей в день.
Морские перевозки экспортной российской нефти в европейские страны выросли до шестинедельного максимума в 762 тыс. баррелей в день за 28 дней до 4 ноября. Потоки экспорта выросли на 51 тыс. баррелей в день, или на 7% по сравнению с неделей до 28 октября. Все поставки четвертую неделю направлялись в нефтехранилища в Роттердаме.
Объем экспорта из России в страны Северной Европы увеличился за четыре недели до 4 ноября. Все поставки четвертую неделю направлялись в нефтехранилища в Роттердаме.
Экспорт в страны Средиземноморья за четыре недели до 4 ноября также немного вырос. Отгрузки в данный регион, включая Турцию, которая исключена из показателей по Европе, выросли до своего трехнедельного максимума. Поставки в Турцию остались без изменений на уровне 330 тыс баррелей в сутки. Как показывают данные о перемещении судов, один танкер, перевозивший нефть из Мурманска, разгрузился в Савоне на севере Италии.
Совокупные экспортные потоки в Болгарию и Румынию не изменились и составили 167 тыс баррелей в день, что составляет немногим более половины пикового объема, наблюдавшегося в июне. Почти весь объем экспорта, направляемый получателям в Черном море, попадает в Болгарию. Страна добилась частичного освобождения от запрета ЕС на импорт российской нефти морскими судами.
Азия
Отгрузки российской нефти азиатским клиентам, а также на суда, не имеющие конечного пункта назначения, которые обычно прибывают либо в Индию, либо в Китай, выросли за неделю до 4 ноября. Объем нефти следующей в Азию, достиг 1,94 млн баррелей в день в сравнении со средним волатилным значением за четыре недели, а еще 127 тыс баррелей в день на танкерах, точка разгрузки которых неизвестна. Совокупный показатель является самым высоким за год.
Все танкеры, перевозящие нефть в неустановленные пункты назначения в Азии, направляются в сторону Порт-Саида или Суэцкого канала, а окончательные точки разгрузки вряд ли будут очевидны до тех пор, пока они не пройдут судоходным путем в Красное море. Большинство из этих судов прибывают в Индию, некоторые направляются в Китай, а некоторые суда отправляются в другие пункты назначения, такие как ОАЭ или Шри-Ланка.
Поставки нефти по местоположению экспорта
Совокупные потоки российской нефти выросли на 464 тыс баррелей в день, или на 15%, за неделю до 4 ноября по сравнению с предыдущей неделей. Отгрузки увеличились из всех регионов, кроме Черноморского. Цифры не включают объемы экспорта следующие из Усть-Луги и Новороссийска, которые отнесены к казахстанскому сорту KEBCO.
Доход от экспорта нефти
Поступления в бюджет РФ от экспортной пошлины на нефть выросли на $16 млн до $149 млн за семь дней до 4 ноября, при этом средний доход за четыре недели также увеличился, увеличившись с $6 млн до $134 млн. Еженедельный показатель является самым высоким за пять недель. При этом увеличение объемов частично компенсируется более низкой ставкой экспортной пошлины до барреля для ноябрьских поставок.
Ноябрьская ставка пошлины составляет $5,83 за баррель, что является самым низким уровнем с января 2021 года. При этом скидка на нефть марки Urals по отношению к Brent в течение последнего расчетного периода (с 15 сентября по 14 октября) составляла около $25,50 за баррель.
Потоки экспорта от источника к местоположению
Из Балтийского моря
Еженедельные потоки экспортной нефти из Приморска и Усть-Луги
Арктические поставки выросли до самого высокого уровня с февраля, до начала СВО. Танкер «Василий Динков», который следует по Северному морскому пути в порт Жичжао (Китай), в минувшие выходные прошел через Берингов пролив.
Из Арктики
Еженедельные отправки нефти из Мурманска
Поставки из Тихого океана подскочили до самого высокого уровня с апреля. Все восемь отгруженных партий нефти ВСТО направляются в Китай. Два танкера, загруженные партиями нефти "Сокол", показывают пунктом назначения порт Йосу (Южная Корея), хотя вполне вероятно, что они будут осуществлять перевалку «борт-в-борт» на рейде порта.Все поставки четвертую неделю направлялись в нефтехранилища в Роттердаме.
Экспорт в страны Средиземноморья за четыре недели до 4 ноября также немного вырос. Отгрузки в данный регион, включая Турцию, выросли до своего трехнедельного максимума. Совокупные экспортные потоки в Болгарию и Румынию не изменились и составили 167 тыс. баррелей в день, что составляет немногим более половины пикового объема, наблюдавшегося в июне. Почти весь объем экспорта, направляемый получателям в Черном море, попадает в Болгарию. Страна добилась частичного освобождения от запрета ЕС на импорт российской нефти морскими судами.
Отгрузки российской нефти азиатским клиентам, а также на суда, не имеющие конечного пункта назначения, которые обычно прибывают либо в Индию, либо в Китай, выросли за неделю до 4 ноября. Объем нефти следующей в Азию, достиг 1,94 млн баррелей в день в сравнении со средним волатилным значением за четыре недели, и еще 127 тыс. баррелей в день на танкерах, точка разгрузки которых неизвестна. Совокупный показатель является самым высоким за год. Поставки из портов Дальнего Востока подскочили до самого высокого уровня с апреля. Все восемь отгруженных партий нефти ВСТО направляются в Китай. Два танкера указывают пунктом назначения порт Йосу (Южная Корея), хотя вполне вероятно, что они будут осуществлять перевалку «борт-в-борт» на рейде порта, отмечает издание.
Все танкеры, перевозящие нефть в неустановленные пункты назначения в Азии, направляются в сторону Порт-Саида или Суэцкого канала. Большинство из этих судов прибывают в Индию, некоторые направляются в Китай, а некоторые суда отправляются в другие пункты назначения, такие как ОАЭ или Шри-Ланка.
Совокупные потоки российской нефти выросли на 464 тыс баррелей в день, или на 15%, за неделю до 4 ноября по сравнению с предыдущей неделей.
Подробнее о транспортировке российской нефти и нефтепродуктов в текущих условиях читайте в материале «Нефти ищут танкеры» >>>>