Импорт вырос на 34%, а экспорт сократился
Грузооборот через 59 пунктов пропуска на Дальнем Востоке в январе-сентябре 2022 года составил около 135,5 млн тонн, что соответствует прошлогоднему показателю. Из этого количества дальневосточной таможней оформлено 18 млн тонн грузов. Около двух третей оборота составил экспорт энергоносителей: угля, нефти и газа. Такие данные привел начальник Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) Юрий Ладыгин на встрече с журналистами.
По его словам, на Дальнем Востоке при росте импорта на 34% за счет переориентации грузопотоков с запада экспорт сократился на несколько процентов, что стало следствием оградительных мер. Основной торговый партнер на восточном направлении ‒ КНР, оборот с ним вырос на 6%, а доля в общем грузообороте составила 73,5%. В два раза вырос грузооборот с Вьетнамом, доля которого составила 2,2%, в пять раз вырос оборот с Индонезией ‒ до 2,5% общего оборота. В то же время грузооборот с Японией сократился на 29% (доля в общем обороте ‒ 3,5%), с Республикой Корея ‒ на 3% (доля 10,8%), оборот с Австралией сократился в 3,2 раза ‒ до 1,5%.
По данным ДВТУ, из 367,5 тыс. деклараций, оформленных за девять месяцев 2022 года, 92% составили импортные декларации, в итоге перечислено в бюджет более 534 млрд рублей. Более 80% грузов перевезено через морские пункты пропуска.
Как рассказал начальник ДВТУ, экспорт водных биологических ресурсов вырос на 27%, при этом около 84% объема составила мороженая рыба (рост по весу достиг 25%), филе рыбное ‒ 11%. Экспорт ракообразных снизился на 3% ‒ до 4% доли в общем объеме. Основные страны-импортеры: Республика Корея (55,5%), КНР (33%), Япония (3,5%). Кроме того, на 18% вырос экспорт сои. В то же время сократился экспорт древесины и изделий из нее ‒ на 30%, до 7,7 млн тонн (около половины оформлено ДВТУ), доля обработанной древесины выросла с 37% до 54%, а кругляка ‒ сократилась с 52% до 27%. Основные импортеры лесной продукции: КНР (90%), Республика Корея (около 5%) и Япония (3,5%). Также произошло сокращение экспорта руды и концентратов ‒ на 20%, черных металлов ‒ в 2,2 раза.
В импорте доля продукции машиностроения составила 41% по стоимости, объем возрос на 12,5%. Ввоз автомобилей вырос в 1,5 раза ‒ до 120 тыс. штук. В подавляющем большинстве это легковые автомобили (в пиковые дни таможня оформляет до 700 автомобилей за 12 часов, выпуск сокращен с 5 дней до 3,5). При этом на 23% вырос импорт строительной специальной техники из КНР ‒ до 37 тыс. штук. Удельный вес импорта химической продукции вырос с 18% ‒ до 26%, рост объема ‒ в 1,2 раза. Объемы ввезенных продовольственных товаров выросли на 50%. Импортировано более 311 тыс. тонн товаров первой необходимости (продукты, медикаменты, медицинские и санитарно-гигиенические изделия, защитная одежда и другие).
Как отмечает таможня, в рамках параллельного импорта ввезено более 48 тыс. тонн товаров стоимостью $286 млн. При этом выявлено более 437 тыс. контрафактных товаров и еще 200 тыс. находятся в работе (в основном это игрушки, обувь, сумки, зажигалки, косметика) с ущербом на сумму более 400 млн рублей.
Рост транзита составил 27%, включая страны ЕАЭС и ЕС.
Как отметил Юрий Ладыгин, в автоматическом режиме регистрируются от 85% до 90% деклараций, а выпускается 27%.
Ссылка по теме:
Порты Дальнего Востока загружены на 95%‒115% — ДВТУ >>>>
За девять месяцев 2022 года доля российский морских перевозчиков на Дальнем Востоке выросла до 43%, китайских ‒ до 28% >>>>