При этом объемы наливных грузов уменьшатся
Администрация порта Роттердам разработала четыре сценария будущего, чтобы представить, с какими проблемами может столкнуться порт в 2050 году. Во всех сценариях объемы контейнерных перевозок будут расти до 2035 года, доля генеральных грузов в пропускной способности увеличится, а объемы наливных грузов уменьшатся, сообщает «Морцентр-ТЭК» в Telegram.
В рамках сценария Connected deep green осуществляется эффективное глобальное сотрудничество с ускорением цифровой прозрачности логистических цепочек и глобальной приверженностью целям борьбы с изменением климата. Это, по мнению портовой администрации, приведет к глобальной углеродной нейтральности к 2050 году, «процветанию и высокому экономическому росту», а максимальный рост температуры в этом столетии составит 1,5 градуса Цельсия. В этих условиях растущая мировая торговля привела бы к значительному увеличению объемов контейнерной перевалки.
Другим возможным вариантом будущего является «региональное благополучие», когда отсутствие глобального доверия приведет к тому, что к началу 2030 года региональный фокус на чистую и здоровую окружающую среду, частную жизнь и благополучие появится лишь в части стран. Такая ситуация приведет к ухудшению условий ведения бизнеса для базовой промышленности в северо-западной Европе и умеренному экономическому росту. В связи с этими факторами произойдет сильное снижение общего объема перевалки, особенно сырой нефти, угля и железной руды, однако объем перевалки будет расти за счет импорта полуфабрикатов. Внутрирегиональный европейский рынок будет сильным при росте объемов коротких морских перевозок.
В третьем сценарии недоверие между энергетическими блоками, глобальная геополитическая напряженность и неоптимальная интеграция в логистические цепочки создадут «защитные рынки». В раздробленном мире будут существовать конкурирующие экономические интересы с упором на самодостаточность, финансовое процветание, устойчивость и оборону, что приведет к отсутствию глобальной углеродной нейтральности до 2100 года и низкому экономическому росту. В этой ситуации низкий рост приведет к снижению пропускной способности, в то время как игнорирование климатических обязательств негативно скажется на инвестициях, а сокращение НИОКР приведет к снижению производительности.
В последнем сценарии растущая озабоченность по поводу экономического воздействия внешних потрясений, таких как нехватка продовольствия и энергии или экстремальные погодные условия, знаменует собой поворотный момент, создавая «сигнал к пробуждению». Растущее понимание необходимости стратегического сотрудничества и жестких мер для снижения выбросов углерода приведет к стратегически сильной политике ЕС, умеренному экономическому росту и позднему, но быстрому переходу на возобновляемые источники энергии. В этих условиях для нужд энергетики и химии увеличится импорт биомассы, а объемы контейнерных перевозок возрастут благодаря благоприятному экономическому климату.
Роттердам является одним из крупнейших европейских портов-хабов. В порту действуют около 120 терминалов. Ежегодный грузооборот порта Роттердам в среднем составляет около 450 млн тонн. 70% акций порта принадлежит городскому муниципалитету, 30% ‒ государству.