Предложений по строительству флота для работы на больших глубинах в мире пока нет
Для значительного увеличения вылова рыбы требуются новые прорывные технологии и иные типы судов. Как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», такое мнение в ходе онлайн-конференции на площадке PrimaMedia высказал президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев.
«Я сомневаюсь, что те технологии промысла, которые сейчас существуют, позволят качественно резко увеличить объем вылова. Ученые говорят о том, что громадный объем рыбных ресурсов находится на очень большой глубине в океане. Но для того, чтоб перейти к рентабельной добыче этих видов рыбы, нужен какой-то технологический скачек, нужны новые типы судов, новые орудия лова. Пока во всем мире таких предложений нет», — сказал глава ВАРПЭ.
Он напомнил, что летом 2022 года продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) дала прогноз мирового вылова рыбы до 2030 года. «Даже в лучшем оптимистическом сценарии с нынешних 92-93 млн тонн в год совокупный вылов может вырасти лишь примерно на 7 млн тонн за 8 лет. Но и вполне реален сценарий падения мирового вылова до 65 млн тонн в год в связи с мощным давлением на некоторые виды промысла», — пояснил Герман Зверев.
Так, с конца 1960-х годов до конца 1980-х годов мировой вылов стремительно рос. Этот показатель увеличился с 70 млн тонн в год до примерно 90 млн тонн. «Эта нарастающая динамика создала параллельную реальность, в которую очень быстро поверили и рыбодобывающие компании и судостроительные компании, — отметил спикер. — Поскольку у всех было представление о том, что вылов будет расти, поэтому нужно как можно больше флота, нужно строить новые мощные суда. Но в 1989 году мировой вылов «уткнулся в потолок» – примерно 90 млн тонн. На этом он уровне находится уже больше трех десятилетий». Рыбопромысловый флот, который сейчас существует в мире, может работать на обычных глубинах в тех районах, которые и обеспечивают вылов в объеме примерно 90-95 млн тонн в год.
Герман Зверев считает, что сегодня важно строить флот, который предназначен как для океанического вылова и производства на борту рыбной продукции, так и флот, который необходим для прибрежного лова. Его задача – доставка улова в свежем и охлажденном виде для обработки на берегу. «С моей точки зрения было бы ошибкой сосредотачиваться только на одном виде флота, — продолжил он. — Ошибочно допускать, что нам нужен только крупнотоннажный флот. Точно также, нам нужна и разная рыба. Поэтому говорить, что мы создаем флот большой для производства ограниченного узкого ассортимента продукции и предлагать ее рынку — это не правильно. Потому что люди хотят иметь возможность выбора».
Структура флота и применяемые технологии вылова должны быть сбалансированы, считает президент ВАРПЭ. «Нельзя предлагать рынку один единственный тип судна. Это важно и с точки зрения судостроения, потому что компетенции и технологии судостроения разные».