Определены перспективные грузопотоки по МТК «Север – Юг» и коридору, связанному с Азово-Черноморским бассейном
Правительство РФ в соответствии с поручением президента до 1 сентября 2022 года должно утвердить «дорожные карты» по разработке транспортно-логистических коридоров. В целом эти «дорожные карты» готовы, сообщил в понедельник первый вице-премьер России Андрей Белоусов на заседании президиума правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций. Стенограмма заседания опубликована на сайте кабмина.
Андрей Белоусов сообщил, что Минэкономразвития и Минтранс провели работу по определению перспективных грузопотоков по каждому из этих коридоров: «Север – Юг», по коридору, связанному с Азово-Черноморским бассейном, и по коридору на Восток. Минтранс определил узкие места и примерную стоимость инвестиций для устранения этих узких мест на горизонте до 2030 года.
«Эта работа сейчас проведена, она, естественно, требует (я здесь тоже попросил бы дать поручение) дополнительных действий. Нам очень важно сейчас полностью скоординировать эти затраты с теми денежными средствами, которые выделяются в рамках бюджета до 2025 года. Эту работу надо специально провести, чтобы у нас просто не было финансово необеспеченных обязательств, и, кроме того, нам ее надо скоординировать с теми инструментами инвестиций, которые у нас уже есть», ‒ сказал первый заместитель председателя правительства.
Как заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин, за прошедшие месяцы в рамках работы комиссии подготовлены и включены в план первоочередных действий более 300 мер. Предприятиям выдано займов на общую сумму свыше 2 трлн рублей. По его мнению, важный блок вопросов касается поддержки импорта. С мая текущего года действует программа льготного кредитования закупок приоритетной продукции, за это время заключено более 260 соглашений почти на 150 млрд рублей. Из них компаниям уже предоставлено займов на 35 млрд рублей.
В своем докладе Андрей Белоусов озвучил шесть ключевых тенденций, которые проявились сегодня в разной степени, но будут действовать как минимум до конца года и захватят 2023 год. Первыми тенденциями он назвал признаки оживления внутреннего и потребительского спроса, при том что ожидаемая инфляция в 2022 года составит 12–13%.
«Более сложная и неоднозначная картина в инвестициях… Спад в инвестициях все-таки будет, хотя более умеренный, чем мы планировали и предполагали раньше. Его эпицентр придется на четвертый квартал и, возможно, захватит начало следующего года. В целом мы ожидаем, что спад инвестиций в текущем году будет ограничен примерно 2%. В следующем году спад сохранится, но будет в два раза меньше, то есть где-то на уровне 1%», ‒ сказал он.
Говоря о динамике импорта, Андрей Белоусов отметил, что он сейчас находится примерно на уровне 65–70% от предыдущего года. В импорте инвестиционных товаров «спад гораздо сильнее, он составляет где-то 17–20%», в промежуточных импортах, включая сырье для химической продукции, лесной продукции, спад составляет около 10%.
Еще одна тенденция ‒ это ситуация с экспортом, которая делится на две части: «часть, связанную с нефтяным экспортом и с энергетическим, а если брать шире – с угольной промышленностью, которая у нас попала под эмбарго». По словам первого вице-премьера, «пик этих ограничений приходится на осень, и поэтому мы пока должны внимательно смотреть за тем, как будет развиваться ситуация».
Что касается неэнергетического экспорта, то из-за санкций Россия потеряла рынки Европы, в результате чего поставки несырьевого экспорта сократились больше чем на 13%, в целом по году ожидается сокращение около 17%.
Шестой тенденцией он назвал структурный спад в экономике. «Поскольку санкционные ограничения действуют по-разному в разных секторах, в целом среди отраслей обрабатывающей промышленности можно выделить одну группу – это где спад составляет больше 50% сейчас. Туда практически попал автопром и еще некоторые виды производств», ‒ отметил Андрей Белоусов.
Среди задач на ближайшую перспективу помимо отработки транспортно-логистических коридоров он назвал поддержку экспорта, импортозамещение и поддержку отраслей, которые находятся в зоне структурного спада.