Первый этап программы инвестквот привел к «судостроительному долгострою» ‒ ВАРПЭ
ВАРПЭ предлагает механизм, который гарантирует заказы еще 39 краболовов до 2033 года
В пояснительной записке к законопроекту о втором этапе инвестквот отсутствует подведение итогов первого этапа программы, который привел к судостроительному долгострою, так как заявленный флот не будет построен в планируемые сроки. Об этом заявил председатель ВАРПЭ Герман Зверев на совещание под председательством председателя комитета Государственной думы по аграрным вопросам Владимира Кашина по вопросу подготовки к рассмотрению проекта федерального закона № 173016-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Позиция Зверева опубликована в Telegram-канале ВАРПЭ.
По его словам, в пояснительной записке и в логике законопроекта в принципе отсутствует сравнение альтернативных способов достижения заявленной законопроектом цели ‒ модернизации. Для реализации этой цели ВАРПЭ предлагает другой механизм: повысить «природную ренту» за счет ставки сборов за крабов и ввести инвестиционные обязательства для тех предприятий по добыче крабов, у кого остается историческая квота. Ассоциация считает, что способ позволит дополнительно привлечь денежные средства, которые могут быть направлены на погашение задолженности дальневосточных верфей, строящих краболовы, уже в 2023-2024 годах. «Подход гарантирует заказы еще 39 краболовов в горизонте до 2033 года и обеспечит дополнительные поступления в бюджеты 7 регионов в размере 10,1 млрд рублей», ‒ говорится в сообщении.
По мнению Зверева, ни законопроект, ни пояснительная записка не учитывают необходимость баланса между интересами отраслевого регулятора и интересами регионов. «Аукционы ‒ это экономический рычаг, с помощью которого происходит сверхконцентрация любой отрасли», ‒ отметил Герман Зверев. Он считает необходимым провести всестороннее и объективное рассмотрение проекта, в том числе в форме парламентских слушаний.
Российские верфи, почти 40 лет не строившие рыбопромысловые и краболовные суда, с 2016 года получили массовый приток заказов на фоне перехода с исторического на аукционный принцип распределения квот в рыбопромышленной отрасли. В рамках реформы участники рынка обязаны строить новые суда в РФ, чтобы получить часть квот на вылов биоресурсов. Крупнейших портфель заказов собрали предприятия северо-запада ‒ Северная верфь, Адмиралтейские верфи, Выборгский судостроительный завод (ВСЗ), калининградский судостроительный завод «Янтарь» (входят в ОСК), а также АО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла». Заказы получили и дальневосточные предприятия (подробнее в спецпроекте «ПортНьюс» — Рыбный сезон судостроения).
Сейчас из 97 строящихся в России судов для отечественного рыбохозяйственного комплекса (58 рыбопромысловых судов и 39 краболовов) 42 судна строятся на верфях Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), сообщала пресс-служба Росрыболовства в начале мая. Всего на первом этапе реформы планировалось передать заказчикам 52 рыболовных судна и 38 краболовов (по данным Минпромторга на декабрь 2021 года). К концу 2021 года фактически верфи передали шесть рыбопромысловых и два краболовных судна.
Ссылки по теме:
В 2022 году верфи сдадут 9 рыбопромысловых судов, в 2023 году ‒ 29 судов — Борис Кабаков >>>>
Субсидии на разработку судового оборудования позволят достроить рыбопромысловые суда - АСРФ >>>>
Фора для квоты >>>>
Инвестхвора >>>>