Быть ВСТО "прокитайским" или "прояпонским"? Это ложная альтернатива. ВСТО - проект, если пользоваться такой терминологией, исключительно "пророссийский". Он учитывает прежде всего национальные экономические интересы: интересы отечественных недропользователей, соображения экономической целесообразности, возможности расширения влияния России. Как передает Нефть России, об этом пишет Николай Токарев, президент ОАО "АК "Транснефть", в статье "ВСТО: восточный прорыв России", опубликованной газетой "Труд".
Построив ВСТО, мы сможем выйти на азиатские рынки непосредственно, минуя транзитные территории и исключая связанные с этим риски.
Первый этап проекта предусматривает строительство нефтепровода на участке Тайшет-Сковородино протяженностью около 2700 километров и мощностью 30 миллионов тонн нефти в год, а также нефтеналивного терминала в бухте Козьмино в Приморском крае. Дальнейшее развитие ВСТО предполагает наращивание производительности до 80 млн. тонн нефти в год за счет поэтапного развития и ввода в эксплуатацию восточносибирских месторождений. Кроме того, прорабатывается возможность строительства так называемого "отвода на Китай", то есть нефтепровода Сковородино - граница с КНР. Будущий нефтепровод общей протяженностью около 4700 километров будет полностью интегрирован в существующую систему магистральных нефтепроводов "Транснефти". Отечественные производители смогут выбирать наиболее эффективные маршруты транспортировки сырья в зависимости от текущей конъюнктуры, складывающейся в мире.
Уже сегодня поступили заявки от нефтяных компаний на объемы, превышающие мощность первого этапа маршрута. Причем речь идет исключительно о нефти с восточносибирских месторождений, в то время как при разработке проекта планировалось наполнять первую очередь системы ВСТО преимущественно западносибирской нефтью, что снизило бы объемы перекачки на перегруженном европейском направлении.