1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. Первая отечественная подлодка 60 лет назад достигла Северного полюса

23 июля 2022   13:40

Первая отечественная подлодка 60 лет назад достигла Северного полюса

Во время экспедиции была решена одна из самых сложных проблем подводной навигации
Первая отечественная атомная подлодка К-3 с бригадой специалистов из ЦНИИ «Электроприбор» на борту 60 лет назад впервые достигла Северного полюса. Это произошло в июле 1962 года.
Во время экспедиции была решена одна из самых сложных проблем подводной навигации. Ни один из известных в то время методов курсоуказания не мог использоваться для ее решения. Астрономическим обсервациям препятствовал ледяной покров океана. Направляющая сила гироскопического компаса убывает до нуля по мере приближения к полюсу. Магнитный компас также неработоспособен, так как магнитный Северный полюс перемещается недалеко от географического.
Данную проблему решил «Электроприбор». В дополнение к имевшемуся на К-3 навигационному комплексу «Плутон», который мог использоваться только до широты 80 градусов, был размещен опытный образец комплекса «Сила-Н», построенного на наиболее точном в то время шаро-вом гироскопе с газовой опорой ротора.
Это позволило в приполюсном районе перейти от выработки курса гирокомпасами к хранению направления на полюс гироазимутами. Специальная обработка информации от гироскопических систем обеспечила малую возмущаемость выходных данных при маневрировании АПЛ. Для исключения особой точки Северного полюса на картах с меркаторовской системой координат была изобретена квазигеографическая система координат, в которой полюс находится в Западном полушарии на пересечении 180 градусов меридиана и экватора.
В походе к полюсу участвовала бригада «Электроприбора» в составе: Н.П. Биденко, Р.В. Запатрина, А.А. Кузнецова, Б.К. Лукина. Руководителем был главный конструктор комплекса «Сила-Н», начальник отдела навигации В.И. Маслевский.
Выходили к полюсу наиболее простым в навигационном отношении марш-рутом — между Гренландией и Шпицбергеном, но с высокой вероятно-стью встречи с айсбергами, и они действительно попадались. Северного полюса достигли 17 июля 1962 года в 6 часов 50 минут. Ледовая обстановка не позволила всплыть на полюсе, К-3 прошла в Западное полушарие, развернулась и вновь пересекла полюс. Только более чем в ста милях от полюса было найдено разводье, пригодное для всплытия, и штурман произвел обсервацию. Погрешность комплекса была значительной, но навигационная безопасность обеспечивалась.
Всем участникам похода были вручены государственные награды, в том числе В.И. Маслевскому — орден Ленина. За успешное решение проблемы навигации в Арктике институт получил первую государственную награду — орден Трудового Красного Знамени.

Во время экспедиции была решена одна из самых сложных проблем подводной навигации

Первая отечественная атомная подлодка К-3 с бригадой специалистов из ЦНИИ «Электроприбор» на борту 60 лет назад впервые достигла Северного полюса. Это произошло в июле 1962 года.

Во время экспедиции была решена одна из самых сложных проблем подводной навигации. Ни один из известных в то время методов курсоуказания не мог использоваться для ее решения. Астрономическим обсервациям препятствовал ледяной покров океана. Направляющая сила гироскопического компаса убывает до нуля по мере приближения к полюсу. Магнитный компас также неработоспособен, так как магнитный Северный полюс перемещается недалеко от географического.

Данную проблему решил «Электроприбор». В дополнение к имевшемуся на К-3 навигационному комплексу «Плутон», который мог использоваться только до широты 80 градусов, был размещен опытный образец комплекса «Сила-Н», построенного на наиболее точном в то время шаро-вом гироскопе с газовой опорой ротора.

Это позволило в приполюсном районе перейти от выработки курса гирокомпасами к хранению направления на полюс гироазимутами. Специальная обработка информации от гироскопических систем обеспечила малую возмущаемость выходных данных при маневрировании АПЛ. Для исключения особой точки Северного полюса на картах с меркаторовской системой координат была изобретена квазигеографическая система координат, в которой полюс находится в Западном полушарии на пересечении 180 градусов меридиана и экватора.

В походе к полюсу участвовала бригада «Электроприбора» в составе: Н.П. Биденко, Р.В. Запатрина, А.А. Кузнецова, Б.К. Лукина. Руководителем был главный конструктор комплекса «Сила-Н», начальник отдела навигации В.И. Маслевский.

Выходили к полюсу наиболее простым в навигационном отношении марш-рутом — между Гренландией и Шпицбергеном, но с высокой вероятно-стью встречи с айсбергами, и они действительно попадались. Северного полюса достигли 17 июля 1962 года в 6 часов 50 минут. Ледовая обстановка не позволила всплыть на полюсе, К-3 прошла в Западное полушарие, развернулась и вновь пересекла полюс. Только более чем в ста милях от полюса было найдено разводье, пригодное для всплытия, и штурман произвел обсервацию. Погрешность комплекса была значительной, но навигационная безопасность обеспечивалась.

Всем участникам похода были вручены государственные награды, в том числе В.И. Маслевскому — орден Ленина. За успешное решение проблемы навигации в Арктике институт получил первую государственную награду — орден Трудового Красного Знамени.

Новости от 5 февраля 2025 г.

4 февраля 2025