На показателе сказались геополитический и макроэкономический факторы
Общий грузооборот порта Антверпен-Брюгге в январе-июне этого года составил 147,2 млн тонн, что на 1,4% больше, чем за тот же период прошлого года. В пресс-релизе администрации порта отмечается, что в текущем геополитическом и макроэкономическом контексте этот небольшой рост, несмотря на спад в сегменте контейнерных перевозок из-за продолжающихся глобальных проблем с загруженностью портовых терминалов, подтверждает преимущества объединения двух бельгийских портов.
По сравнению с высокими показателями первого полугодия 2021 года контейнерооборот порта за шесть месяцев 2022 года снизился на 9,8% в тоннах и на 6,2% в 20-футовом эквиваленте (TEU). Из-за глобальных сбоев в контейнерных перевозках, задержек судов и больших объемов импортных грузов отрасль морских перевозок продолжает сталкиваться с операционными проблемами. Более того, на 39% упали объемы контейнерных грузов, связанных с Россией.
В то же время был отмечен рост на 22% в сегменте обычных генеральных грузов по сравнению с январем-июнем 2021 года и зафиксирован самый высокий объем перевалки этих грузов с 2011 года. На показателе сказалось увеличение импорта стали, самой важной группы в этом сегменте. Попавшие под санкции поставки стали из России замещались импортом из других стран. Также был зафиксирован рост и в перевалке древесины, фанеры и фруктов.
За отчетный период на 8,9% выросла обработка Ro-Ro грузов, в немалой степени благодаря перевалке Ro-Ro грузов, следующих в Великобританию и Ирландию: 3,8 млн тонн (+6,8%) и 0,6 млн тонн (+47%) соответственно. Перевалка новых и подержанных автомобилей выросла на 2,5% и 1,7%, а количество грузовиков уменьшилось на 19%.
Объемы перевалки в сегменте сухих насыпных грузов выросли на 17,6%. При этом на 15,4% сократились по сравнению с удачным 2021 годом объемы удобрений, также из-за введенных в отношении России санкций. Упали и объемы песка, гравия, цветных руд и металлолома. При этом значительный рост показала перевалка угля: 1,56 млн тонн в январе-июне 2022 года против 933 тыс. тонн в 2021 году. Это объясняется взлетевшими ценами на газ и сокращением его поставок из России.
В сегменте наливных грузов отмечен рост на 16,5% по сравнению с прошлым годом. Особенно выросла перевалка бензина, нафты и энергетических газов. При том что с 2019 года неуклонно снижается обработка в порту дизельного топлива и мазута, их объемы за шесть месяцев текущего года выросли на 10,4%. Также выросла перевалка других нефтепродуктов и химических грузов ‒ на 9,9% и 12,3% соответственно. Объемы перевалки СПГ за отчетный период взлетели на 55,3% ‒ до 8,4 млн тонн, что объясняется пополнением запасов газа европейскими странами в преддверии зимнего сезона.
В первой половине 2022 года в порт Зебрюгге зашло 64 круизных лайнера. В апреле и мае – по 15 судов.
Морской и речной порт Антверпен (Бельгия), расположенный на реке Шельда в 90 км от Северного моря, может принимать одновременно до 400 судов, включая суда Capesize. Причальный фронт порта достигает 100 км, с глубиной у причалов 5-17,5 м. Глубина дельты реки позволяет судам валовой вместимостью до 100 тыс. тонн проходить на 80 км вглубь страны. Антверпен занимает более удобное расположение, чем большинство портов Северного моря: его терминалы связаны с внутренними районами страны через железнодорожный, речной и автомобильный виды транспорта. Порт Антверпен занимает второе место в Европе после Роттердама по объемам обрабатываемых грузопотоков. В феврале 2021 года муниципалитеты бельгийских городов Антверпен и Брюгге достигли соглашения об объединении двух портов, а в апреле 2022 года было подписано соглашение акционеров объединенной управляющей портовой компании. По предварительным прогнозам, грузооборот объединенного порта Антверпен-Брюгге может составить 278 млн тонн в год.
Ссылки по теме:
Бельгийские власти подписали соглашение о создании единого порта Антверпен-Брюгге >>>>
Грузооборот порта Антверпен в 2021 году вырос на 3,8% >>>>
Грузооборот порта Антверпен за 3 месяца 2022 года снизился на 1,5% >>>>