На ее долю приходится 31,5% импортируемого угля, или 18,2 млн тонн
В этом году Россия по-прежнему обеспечивает наибольшую долю импорта угля в ЕС (31,5%), следует из отчета судового брокера Banchero costa. Европейский Союз в настоящее время является пятым по величине морским импортером угля в мире после Индии, Китая, Японии и Южной Кореи. В первом полугодии 2022 года на ЕС приходилось 10,4% мировых морских перевозок угля.
За первые шесть месяцев 2022 года импорт угля в ЕС вырос на 49,6% по сравнению с прошлым годом и составил 57,6 млн тонн.
Европа нарастила импорт угля на фоне угрозы сокращения поставок газа из России, что в свою очередь частично компенсировало резкое падение спроса со стороны материкового Китая. В первом полугодии 2022 года китайский импорт угля по морю сократился на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ‒ до 87,8 млн тонн с 118,6 млн тонн за тот же период 2021 года.
В первом полугодии 2022 года импорт угля в ЕС из России увеличился на 0,2% и составил 18,2 млн тонн. Из них 9,1 млн тонн было импортировано в первом квартале 2022 года (-1,6% к аналогичному периоду прошлого года), а 9 млн тонн ‒ во втором квартале (+2,1%). В течение всего 2021 года 44% морского импорта угля в ЕС приходилось на Россию.
Вторым по значимости поставщиком угля в Европу сейчас являются США, на долю которых приходится 19,4%. В первом полугодии 2022 года импорт из США вырос на 91,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ‒ до 11,2 млн тонн. Третьим крупнейшим поставщиком в Европу является Австралия (17,6%, 10,2 млн тонн). На четвертом месте ‒ Колумбия (12,7%, 7,3 млн тонн). На пятом месте ‒ ЮАР (5,6%, 3,2 млн тонн).
Основными портами по импорту угля в ЕС являются Роттердам (Нидерланды, 14,6 млн тонн выгружено в первом полугодии 2022 года), Амстердам (Нидерланды, 6,8 млн тонн), Гамбург (Германия, 3 млн тонн), Гданьск (Польша, 3 млн тонн), Хихон (Испания, 2,8 млн тонн), Дюнкерк (Франция, 1,9 млн тонн), Фос (Франция, 1,9 млн тонн), Лаймуиден (Нидерланды, 1,6 млн тонн), Гент (Бельгия, 1,2 млн тонн), Флиссинген (Нидерланды, 1,2 млн тонн), Плонце (Хорватия, 1,2 млн тонн), Таранто (Италия, 1,1 млн тонн), Вильгельмсхафен (Германия, 1,1 млн тонн), Копер (Словения, 1 млн тонн), Антверпен (Нидерланды, 1 млн тонн), Альхесирас (Испания, 0,8 млн тонн).
В период с января по июнь 2022 года мировые погрузки угля выросли на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ‒ до 572,7 млн т с 564,1 млн тонн в первой половине 2021 года, но все еще были значительно ниже уровня 2019 года (637,9 млн тонн). Однако худшие показатели были в начале года, и тенденция последних месяцев была позитивной, отмечают аналитики. В I квартале 2022 года мировые погрузки угля снизились на 5,1% по сравнению с прошлым годом и составили всего 258,5 млн тонн. Во II квартале 2022 года погрузки угля выросли на 7,7% по сравнению с прошлым годом и составили 314,2 млн тонн. В июне 2022 года был достигнут рекордный показатель в 111,6 млн тонн, +12,3% по сравнению с прошлым годом.
По данным аналитики Statista, основными потребителями российского угля в предыдущие годы года были Китай (29 млн тонн в год), Южная Корея (23 млн тонн в год), Япония (21 млн тонн в год), Турция (15 млн тонн в год), Тайвань (11 млн тонн в год), Нидерланды (10,5 млн тонн в год), Германия (10 млн тонн в год), Польша (10 млн тонн в год), Украина (9 млн тонн в год) и Индия (7,52 млн тонн в год).
Таким образом, на европейские страны, в том числе Украину, приходилось порядка 40 млн тонн в год экспорта российского угля, что составляет около трети от всего объема зарубежных поставок.
В апреле ЕС согласовал пятый пакет санкций в отношении РФ, в который попал запрет на импорт российского угля (который, по данным Еврокомиссии, затронет четверть всего угольного экспорта из России).
Ссылки по теме:
Черная метка: уголь устремился на юг >>>>
ЕС согласовал пятый пакет санкций против России >>>>