В целом в июне железнодорожные перевозки в РФ сократились на 6,5%
Снижение объемов перевозок по железной дороге в июне зафиксировано почти по всем видам грузов, за исключением стройматериалов. Об этом рассказал заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Слободяник на конференции «Рынок транспортных услуг в условиях санкций» в Москве.
По данным эксперта, итогом погрузок на железнодорожном транспорте в июне стало снижение на 6,5% почти по всем видам грузов, главным образом за счет сокращения экспортных отправок, за исключением стройматериалов. Объемы последних выросли на 1,6%, что связано с реализацией крупных инвестпроектов, как строительство автодороги «Москва-Казань». В июне погрузка черных металлов сократилась на 10,7% до 5 млн тонн (за полгода – минус 1,9%, 58,3 млн тонн), железной руды ‒ на 5% до 9,5 млн тонн (-1,2%, 34,8 млн тонн), лома черных металлов – более чем на 50% до 0,8 млн тонн, кокса – на 20% до 0,8 млн тонн.
«Практически все грузы на экспорт сокращаются, наибольшее снижение показывают удобрения из-за заморозки отправки через Прибалтику, снижение более чем на 30%. Можно предположить, что темпы снижения экспорта угля замедлятся июле из-за изменения правил доступа для грузоотправителей с Кузбасса на Восточный полигон», ‒ сказал Александр Слободяник.
Как отмечает аналитик, отправки через основные пункты пропуска Северо-Запада в июне сократились на 17,1% до 12 млн тонн (по сравнению с июнем прошлого года), а за полгода сокращение составило около 12%. Объемы угля снизились почти на 30%, удобрений – на 14,5%. В то же время вырос экспорт нефтяных грузов ‒ на 21,4%, руды – почти на 23%. Сокращение экспортного потока за полгода отмечено также в Мурманской области и Республике Карелия (-14%). Исключение составляет Псковская область, однако ее полугодовой рост 20,7% обязан краткосрочному всплеску активности в начале весны.
Рынок контейнерных грузов в России, по данным ИПЕМ, в июне сократился на 4,8%, но полугодовой итог положительный – плюс 1,5% благодаря маршрутам в Турцию и Республику Корея. За июнь наибольшее сокращение показали контейнеры с авто и комплектующими – минус 22,5%, цветные металлы – минус 11%. Драйверы роста – удобрения (+90%), строительные грузы (+16,6%), сборные (+15,5%). Отдельно отмечается, что в структуре отправки удобрений в контейнерах на 47,7% увеличилась доля транзита из Беларуси. При этом транзит удобрений из Беларуси в КНР за июнь увеличился на 80%, а за полгода – в 15,6 раза. Основной поток транзита порядка 90% приходится на границу с Казахстаном. «В перспективе ожидается рост белорусского транзита не только через погранпереходы, но и через портовые терминалы. Как известно, компания «Беларуськалий» заключила соглашение о перевалке 2 млн тонн с терминалами в Санкт-Петербурге и Владивостоке», ‒ уточняет он.
Как объясняет эксперт, отмечается тенденция изменения структуры контейнерных грузопотоков. По итогам шести месяцев на 5,7% выросла доля отправки контейнеров по внутренним маршрутам, которые в общем грузопотоке занимают более 43% объема. Экспорт увеличился на 1,9% до около 19% рынка, а импорт и транзит сократились на 2,4% и 5,2% соответственно. Однако благодаря отправкам из КНР в июне доля транзита выросла на 50% к майским показателям, а доля импорта – более чем на 60%.
По прогнозам эксперта, в ближайшей перспективе отрицательная динамика по погрузке сохранится и «скорее всего будет усилена в августе-сентябре». Параллельно будет высвобождаться парк вагонов, что негативно скажется на операторах составов и производителях. По данным ИПЕМ, за пять месяцев производство вагонов в РФ сократилось на 51,8%, а реализация – на 15,9%.
Ссылки по теме:
Контейнерные перевозки по железной дороге могут полностью восстановиться по итогам 2022 года — прогноз ЕСП >>>>
Контейнерооборот в портах Северо-Запада снизился в июне на 85% — группа «Дело» >>>>