«ЕвроХим»: порядка 20 млн тонн экспорта российских и белорусских удобрений в 2022 году не имеют ясного логистического решения
Однако по итогам года компания рассчитывает на небольшой прирост объемов и увеличение финансовых показателей
Несмотря на кризисную ситуацию с экспортом удобрений через порты Прибалтики и Кавказа, поставивших под вопрос перевозку порядка 15-20 млн тонн из РФ и Белорусии, компания «ЕвроХим» рассчитывает на выполнение годового плана и рост выручки, из-за благоприятной конъюнктуры и перераспределения логистических схем.
Кроме того, «ЕвроХим» продолжать инвестиции в развитие портовой инфраструктуры и рассматривает возможности создания собственного флота. Об этом рассказал заместитель генерального директора по логистике компании «ЕвроХим» Денис Илатовский на конференции «Рынок транспортных услуг в условиях санкций» в Москве.
Как объясняет представитель компании «ЕвроХим», объем экспортной перевалки минеральных удобрений РФ в 2021 году составил порядка 27,5 млн тонн, не считая продукции ОАО «Беларуськалий». Большая часть переработана в портах Усть-Луга, Ултрамар и Санкт-Петербург – 12,5 млн тонн, доля прибалтийских портов – 7,7 млн тонн, Мурманск – 3,22 млн тонн, Темрюк, Новороссийск, Туапсе – 4,09 млн тонн. По его словам, главная проблема сегодня – это те 7,7 млн тонн удобрений, которые шли через Прибалтику, плюс порядка 12 млн тонн белорусской продукции, следовавшей тем же путем, но оказавшейся под санкциями еще раньше российской. «Есть решение на вывоз 2-3 млн тонн, но в целом можно говорить, что порядка 15-20 млн экспорта удобрений в этом году будут перевозиться совсем не так, как в прошлом, и вопрос: будут ли?», — отмечает эксперт.
По его мнению, одна из основных причин кризиса перевалки – ограничительная госполитика, в первую очередь, действовавшие до 2020 года нормативы портового строительства, запрещавшие строить склады под удобрения ближе 500 м к морю, и как следствие - отсутствие специализированных терминалов, как на Северо-Западе, за исключением терминала Ультрамар, чьи складские мощности по случаю оказались соответствующими требованиям, так и на Востоке, где единственный пригодный для этих целей Восточно-Уральский терминал около 12 лет занят перевалкой угля. Картину, по его словам, омрачает закрытие с ноября 2021 года погранпереходов в портах Темрюк и Кавказ для экспорта удобрений, «сейчас трудно понять по каким соображениям».
«Нормативные ограничения на экспорт надо максимально снимать, и через какое-то время логистические потоки придут к оптимальному решению», — говорит он, отмечая, что для экспорта удобрения неэффективны мелкие и узкие коридоры, которые сейчас выстраиваются на южном направлении, поскольку целевым потребителям, такими как Бразилия и США, — страны, где компания владеет сетями складов, нужны другие объемы, соответственно — глубоководные порты. «Нам почти не важно на Северо-Западе порт или на Юге — главное, чтобы он был глубоководный. Мы вынуждены гибко переключать потоки, занимаясь максимизацией вывоза в условиях ограничений», — отмечает он.
Помимо Усть-Луги и Ультрамара на северо-западном направлении, по его словам, часть грузов в биг бэгах может быть перенаправлена на рыбный порт Санкт-Петербурга, однако это небольшие объемы, а «крупнотоннажная химия, которая требует крытого хранения, пока не нашла однозначного решения и ставки на перевалку растут». При этом сохраняется надежда на доступ к прибалтийским портам. «Надеемся, что какие-то объемы удастся перевалить в Прибалтике. Сейчас этот юридический вопрос на качелях. Правительства отдельных государств принимают отдельные решения, идет сложный диалог», — говорит он. На волне этого дефицита будут реализованы новые проекты. «В частности «ЕвроХим» продолжает инвестировать в несколько проектов, из расчета эффективности поставок продукции с предприятий в Тульской области, Ставропольском крае и Ленинградской области», — говорит он.
По мнению представителя «ЕвроХима», промышленные компании сегодня должны инвестировать в строительство флота, несмотря на различные риски. «Морской фрахт сегодня для нас стал самой большой и самой рискованной составляющей. Судов в России практически нет и построить их быстро не получается: нет ни верфей, ни денег, ни схем. Мы сейчас обсуждаем с Минпромторгом, Российским экспортным центром и Минтрансом схемы субсидирования такого проекта. Но в условиях того, что любой признак российского государства будет закрывать для судна вход в целый ряд портов, совместить господдержку со свободным плаванием очень трудно, и пока нет никакой юридической конструкции эту проблему разрешить. Есть добрая воля построить, профинансировать. Считаю, что промышленные компании должны теми или иными способами инвестировать во флот, принимая на себя все риски», — заявляет эксперт.
Что касается прогнозов на год, то «ЕвроХим» не спешит публично озвучивать свои ожидания. «Мы пока в центре кризиса, в середине года. За это время были как хорошие месяцы, так и плохие. Я бы не стал говорить про ожидаемые объемы в тоннах. Надеюсь, что мы выполним планы и может чуть-чуть прирастем. В рублях-долларах наверное вырастем, чему благоприятствуют цены», — заключает представитель компании «ЕвроХим».