Остатки старинного поморского судна вывезли с Больших Оранских островов для изучения
Фрагменты карбаса будут доставлены на НЭС «Профессор Молчанов» в Архангельск на базу национального парка
В ходе экспедиции «Арктический плавучий университет» сотрудники национального парка «Русская Арктика» (Архангельская область) вывезли с Больших Оранских островов на севере Новой Земли остатки старинного шитого поморского судна, сообщается в пресс-релизе Минприроды России (осуществляет управление в области организации и функционирования ООПТ).
Остатки старинного поморского карбаса были обнаружены на самом севере Новой Земли в 2016 году. Попытки вывезти находку предпринимались почти каждый год, однако из-за сложных погодных и ледовых условий сделать это не удавалось. Этим летом спокойное море и слабый ветер позволили специалистам нацпарка высадиться на Больших Оранских островах и забрать ценную находку.
За столетия древесина потеряла былую прочность, поэтому для транспортировки прямо на острове был собран специальный силовой каркас для киля и досок бортов судна.
«Судно представляло собой небольшой промысловый карбас длинной около 7-8 метров. Все доски бортов и элементы силового каркаса скреплены между собой еловыми побегами – «вицей», как будто ниткой. Поэтому судно и является шитым, то есть выполненным с использованием архаичной технологии строительства», – пояснил начальник отдела сохранения историко-культурного наследия национального парка «Русская Арктика» Евгений Ермолов.
Фрагменты поморского карбаса были доставлены на НЭС «Профессор Молчанов». На борту судна они будут доставлены в Архангельск на базу национального парка.
«Очень важно, что и сейчас появляются такие важные находки, как шитое судно на Оранских островах... Изучение поморского шитого судна на Больших Оранских островах может дать новую информацию о конструкции поморских судов и технологиях поморского традиционного судостроения», – прокомментировал директор национального парка «Русская Арктика» Александр Кирилов.
Детали поморского карбаса сохранились благодаря суровому арктическому климату, но перемещение их в более теплые и сухие условия может привести к деформации и разрушению. Необходимо будет провести медленную сушку вывезенных фрагментов, законсервировать их и подробно описать.
Параллельно будет разрабатываться проект реконструкции судна и осуществляться подготовка для его экспонирования.