Система сертификации продукции для судостроения нуждается в совершенствовании - участники рынка
Для доступа отечественной промышленной продукции к судостроительной отрасли необходимо инициировать программу сертификации. Такое общее мнение участников сессии «Импортозамещение в российском судостроении», состоявшейся в рамках форума «Судостроение в Арктике» в Архангельске, высказал руководитель судостроительного кластера Нижегородской области, генеральный директор ООО «Судостроение Судоремонт» Максим Сунозов.
«Проблема с сертификацией речного регистра (Российский Речной Регистр – прим. ред.) характерна для многих судостроительных компаний, которые создают речной флот. Для промышленных компаний, оборудование которых может быть использовано на судах сертификации своих изделий, это большие затраты и временные потери, – признал Максим Сунозов. - Нам надо инициировать программу сертификации. В сложившихся условиях надо про сертификацию морского и речного регистров говорить. Как это все использовать, чтобы облегчить и финансовую нагрузку промышленных предприятий и в том числе судовладельцев и быстрее производить суда».
Как отметила директор по экономике и финансам АО «НИПТБ «Онега» Елена Новикова, поставщиков отечественного оборудования для речных судов сильно ограничивает необходимость получения сертификата речного регистра, причем его необходимо ежегодно продлевать и проходить сертификацию, что затратно.
По ее информации, в действующих условиях серийный объем общепромышленного оборудования пассажирское речное судостроение пока себе позволить не может.
«Если для речного судостроения объем в 10 судов это достаточно хорошая партия, то для поставщиков общепромышленного оборудования это практически розничный уровень. Речной регистр требует особого подхода и применения особых материалов и технологий. Некоторые производители были готовы вносить изменения в свою серийную продукцию и выпустить единичное изделие в соответствии с требованиями регистра. Но тогда мы не укладываемся в экономику проекта. Так как это будет достаточно дорогая поставка», — заявила Елена Новикова, приведя в пример специально разработанный для проекта 03850 «Соталия» дизель-генератор, который по стоимости превышал иностранные аналоги в 4 раза.
Как в свою очередь заметил первый заместитель генерального директора АО «Армалит» Евгений Коптяев, 719 постановление (Постановление правительства № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ», устанавливающее механизм подтверждения производственной промышленной продукции на территории РФ путем перехода балльную систему оценки критериев локализации – прим. ред.) не стимулирует промышленного производителя к участию в программе импортозамещения из-за высоких издержек на получение сертификата СТ1.
«По нашему опыту сертификат стоил 64 тыс. руб. Принимая во внимание, что есть 20 тыс. наименований арматуры, разработанной и изготавливаемой нашим предприятием, то эта цифра превращается в 1,5 млрд руб. Эту сумму я должен потратить на то, чтобы получить сертификаты и иметь возможность вовремя отдать арматуру с сертификатам, что позволит судостроителям набрать какое-то количество баллов в соответствии с 719 постановлением. Мне кажется это утопия. Есть возможность 20 тыс. превратить в количество номенклатурных групп. В этом случае затраты уменьшаются, но четких требований по отнесению того или иного изделия к той или иной группе нет», — поделился опытом Евгений Коптяев, добавив, что получение сертификата СТ1 путем подачи документов на группу заняло 9 месяцев.