Уровень безопасности двух гидроузлов признан неудовлетворительным, одного — опасным, одного — предаварийным
Регулярное обследование гидроузлов №№ 2,5,7,8,9,10,11,18 ФБУ «Администрация «Беломорканал» проведено, в соответствии с распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта, с 14 по 17 июня 2022 года, сообщила пресс-служба учреждения.
Комиссия в составе представителей: Росморречфлота, ФБУ «Администрация «Беломорканал», Ространснадзора, ООО ИПС «Гидротехпроект», провела проверку организации эксплуатации объектов, их технического состояния, ведение документации, выполнение предписаний органов надзора за безопасностью гидросооружений.
По действующим декларациям безопасности уровень безопасности:
- гидроузла № 11 оценивается как опасный по причине разрушения деревянных конструкций плотины;
- гидроузла № 2 — неудовлетворительный. Основные причины – дефекты и разрушения бетона голов шлюза;- гидроузла № 18 — неудовлетворительный. Основные причины – дефекты и разрушения бетона голов шлюза;
- гидроузла № 5 — пониженный по причине фильтрации в контакте водоспуска с дамбой № 47;
- гидроузла № 10 — пониженный по причине фильтрации через королевую плиту средней головы шлюза и гниения древесины обшивки цилиндрических затворов нижней головы;
- гидроузла № 7 — пониженный. Основные причины - дефекты и разрушения бетона ступеней быстротока отводящего канала и бетонных облицовок откосов отводящего канала;
- гидроузла № 9 — нормальный уровень безопасности;
- гидроузла № 8 — оценивается как предаварийное, с неудовлетворительным уровнем безопасности по причинам сверхнормативного уменьшения стрелы подъема арки основных двухстворчатых ворот верхней головы и разрушения бетона нижней камеры шлюза на глубину 20 – 50 см. В 2020 г. при ревизии ворот верхней головы арка приведена в нормативное состояние, а также завершен капитальный ремонт бетона стен камер шлюза и замена аварийно-ремонтных ворот. С учетом проведенных работ, условия, влияющие на обеспечение безопасности гидроузла №8 изменились.
Комиссия пришла к следующим выводам:
- Эксплуатация гидроузлов ведется в соответствии с требованиями «Правил технической эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений», «Положения о планово-предупредительном ремонте судоходных гидротехнических сооружений» и другими нормативными документами. Декларируемые объекты выполняют свои функции по осуществлению пропуска судов и составов, поддержанию подпорного уровня.
- Для поддержания технического состояния, предотвращения снижения уровня безопасности и предотвращения ухудшения прочностных характеристик гидротехнических сооружений, а также повышения уровня безопасности комиссия рекомендует выполнить следующие мероприятия:
По гидроузлу № 8: выполнить ремонт бетона пал нижнего бьефа – 2025 г.; выполнить ремонт гребня дамбы №50 (засыпать колеи, восстановить проектную отметку гребня) – 2022 г.
По гидроузлу № 2: выполнить реконструкцию шлюза № 2 – 2026 г; провести обследование причин возникновения фильтрации в месте сопряжения водоспуска № 130 и дамбы канала № 152.
По гидроузлу № 5: вести наблюдения за состоянием дамбы № 47 и водоспуска № 131 - постоянно.
По гидроузлу № 7: выполнить обследование водоспуска № 142 – 2025 г.
По гидроузлу № 9: мероприятия отсутствуют.
По гидроузлу № 10: разработать проект ремонта короля средней головы – 2027 г.
По гидроузлу № 11: выполнить реконструкцию плотины № 23 – 2024 г.
По гидроузлу № 18: завершить комплексную реконструкцию шлюза в 2023 году.
Беломорско-Балтийский канал, введенный в строй 2 августа 1933 года, стал первым звеном в осуществлении программы реконструкции внутренних водных путей России. Он соединил Белое море с Онежским озером, входящим в бассейн Балтики, и сократил путь из Балтийского моря в Белое на 4000 км. В настоящее время канал — крупнейшее межбассейновое соединение на северо-западе страны.
Фотографии с сайта ФБУ «Администрация «Беломорканал»