Водород играет решающую роль в процессе декарбонизации мировой энергетической системы, но наращивание объемов его применения может оказаться слишком медленным, говорится в обзоре классификационного общества DNV. DNV ожидает, что в 2030 году водород в энергобалансе составит всего 0,5% и около 5% в 2050 году. Однако для достижения целей Парижского соглашения по климату использование водорода должно будет вырасти в три раза, чтобы удовлетворить 15% спроса на энергоносители к 2050 году.
Согласно прогнозу до 2050 года, «зеленый» водород (производство водорода на электролизерах с использованием электроэнергии от возобновляемых источников (ВИЭ) станет доминирующим к середине века, на его долю придется 72% производства. Это потребует ВИЭ для питания электролизеров мощностью 3100 ГВт, что более чем в два раза превышает общую установленную мощность солнечной и ветровой генерации сегодня, отмечается в аналитическом исследовании DNV.
«Голубой» водород, полученный путем паровой конверсии метана при условии улавливания и хранения углерода, играет большую роль в краткосрочной перспективе (около 30% от общего объема производства в 2030 году), но его конкурентоспособность будет снижаться по мере увеличения мощностей ВИЭ и падения цен.
Согласно прогнозам DNV, глобальные расходы на производство водорода для энергетических целей с текущего момента до 2050 года составят $6,8 трлн, при этом дополнительные $180 млрд будут потрачены на водородные трубопроводы и $530 млрд на строительство и эксплуатацию терминалов c аммиаком.
Вопрос стоимости производства приведет к тому, что более 50% водородных трубопроводов в мире будут перепрофилированы из трубопроводов природного газа, поскольку ожидается, что стоимость перепрофилирования трубопроводов составит всего 10-35% от стоимости строительства «с нуля». Внутри стран и между ними водород будет транспортироваться по трубопроводам на средние расстояния, но не между континентами.
Глобальная торговля водородом также будет ограничена высокой стоимостью сжижения водорода для судов и низкой плотностью энергии водорода. Производный от водорода аммиак, который является более стабильным и который легче перевозить танкерами, будет продаваться по всему миру.
Производные водорода, такие как аммиак и метанол, являются ключевыми для декарбонизации тяжелого транспорта, такого как судоходство и авиация, но, согласно прогнозу DNV, эти виды топлива не будут расширяться до 2030-х годов.
Не стоит ожидать применения водорода в сегменте пассажирских транспортных средств и лишь ограниченное использование в производстве электроэнергии. Не предвидится и расширение использования водорода для отопления зданий в глобальном масштабе, за исключением некоторых регионов, которые уже имеют обширную газовую инфраструктуру.
Использование водорода будет значительно отличаться в зависимости от региона, что в значительной степени зависит от политики стран. Европа стремиться возглавить процесс внедрения водорода, который к 2050 году должен занять 11% ее энергетического баланса.
К 2050 году четыре региона — страны Тихоокеанского региона, страны Северной Америки и Китай — будут вместе потреблять две трети мирового спроса на водород для энергетических целей, говорится в исследовании.