СНСЗ завершил испытания транспортировочной рамы для отправки во Францию катушки полоидального поля реактора ИТЭР
На Средне-Невском судостроительном заводе (входит в состав Объединённой судостроительной корпорации) успешно завершены испытания транспортировочной рамы, на которой катушка PF-1 отправится к месту установки на реакторе ИТЭР во Франции.
Рама необходима для защиты катушки при транспортировке, а также для выполнения погрузо-разгрузочных работ при смене транспорта и перемещении катушки в Кадараше (Франция).
Испытания проводились в присутствии ответственных представителей АО «НИИЭФА», ЧУ ИТЭР-Центр и МО ИТЭР.
По согласованию с международной организацией ИТЭР, рама нагружалась с коэффициентом 1,5 в горизонтальном положении и с дифферентом 6 градусов. В качестве груза применялись 216 бетонных блоков общим весом 274 тонны. Подъем на высоту 1 м производил портальный кран грузоподъёмностью 500 тонн. Статическое нагружение длилось 15 минут.
Для проведения испытаний необходимо было собрать портальный кран, выкатить понтон с катушкой из цеха, портальным краном последовательно снять катушку и раму с понтона, переместить понтон из зоны проведения испытаний, загрузить раму бетонными блоками, и провести испытания рамы под нагрузкой. Далее все действия были произведены в обратном порядке. Операции проводились в строгом соответствии с утверждённым планом проведения работ.
Полторы недели, пока шли испытания транспортировочной рамы на прочность, петербургская погода испытывала герметичную упаковку катушки солнцем, дождем и ветром, после чего катушка без повреждений была возвращена в цех.
Успешными испытаниями подтверждено высокое качество изготовления транспортировочной рамы специалистами СНСЗ. В ближайшее время предстоит сборка упаковки и отправка катушки на площадку сооружения реактора ИТЭР на юге Франции.
С 2008 года совместным коллективом АО «СНСЗ» и АО «НИИЭФА» проведена большая работа по разработке технологий и оборудования, отладке технологических процессов, изготовлению квалификационных образцов и, наконец, изготовлению самой катушки. На всех этапах работ представителями Международной Организации ИТЭР проводится жёсткий контроль к соблюдению технологий производства и к качеству материалов.
Катушка PF-1 диаметром девять метров и массой 160 тонн, является одной из шести катушек полоидального поля в магнитной системе, которая служит для удержания плазмы в реакторе ИТЭР. Катушка – крупногабаритный сверхпроводящий магнит, основой которого являются восемь сверхпроводниковых двухзаходных галет.
Работы над созданием полоидальной катушки для международного экспериментального термоядерного реактора осуществляется Средне-Невским судостроительным заводом совместно с АО «НИИЭФА» им. Д.В. Ефремова. Изготовление катушки полоидального поля PF-1 – это одно из важнейших обязательств Российской Федерации в проекте ИТЭР.
АО «Средне-Невский судостроительный завод» - лидер композитного судостроения в России и единственное в стране предприятие, освоившее строительство кораблей и судов из 4-х видов материалов: композитные материалы, судостроительная, маломагнитная сталь, алюминиево-магниевые сплавы. На предприятии освоена современная технология изготовления конструкций из композитных материалов методом вакуумной инфузии. За более чем 100 лет работы Средне-Невским судостроительным заводом построено более 600 кораблей и судов, из них более 200 единиц это морские и рейдовые тральщики различных проектов, в том числе и поставленные на экспорт в 13 стран мира.
АО «Объединенная судостроительная корпорация» – крупнейшая судостроительная компания России. Создана в соответствии с указом Президента РФ в 2007 году со 100% акций в федеральной собственности. В холдинг входит около 40 предприятий и организаций отрасли (основные судостроительные и судоремонтные верфи, ведущие проектно-конструкторские бюро). В настоящее время на базе ОСК консолидирована большая часть отечественного судостроительного комплекса. Российский рынок – основной для госкорпорации, которая также экспортирует свою продукцию в 20 стран мира.