Результатом внешнеполитического курса России станет снижение шельфовой добычи нефти к 2030 году при базовом сценарии на 14%, а при негативном, который сегодня доминирует, до 34%. Такой прогноз представил ведущий аналитик RPI Research&Consulting Вадим Кравец на международной конференции «Освоение шельфа России и СНГ 2022».
По словам аналитика, прогноз предполагает три сценария развития, но, как отмечает эксперт, судя по событиям последнего месяца, более реалистичным выглядит негативный, при котором сокращение шельфовой добычи достигнет 34%.
«Ситуация меняется настолько быстро, что очевидно, придется делать прогнозы каждый месяц, особенно после принятия шестого пакета санкций, который значительно сократит долю российской нефти на европейском рынке, пока не ясно в какие сроки, из-за разногласий на счет темпов замещения», - говорит эксперт. Он уточнил, что прогноз был сделан в апреле на основе различных данных, в том числе заявленных планов добывающих кампаний, которые были подвергнуты экспертизе, «поскольку они как правило завышены в два раза».
Основные причины спада шельфовой добычи, по мнению аналитика, помимо замещения поставок в Европу, это проблемы с технологиями и инвестициями, а в дальней перспективе – проблемы с транспортом.
«Перенаправление российской нефти из Европы в Азию связано с большими логистическими проблемами: пропускная способность ВСТО и железной дороги на данном направлении - 80 млн тонн в год и она исчерпана, а если компенсировать нехватку за счет морских перевозок, это сразу увеличит стоимость доставки», – говорит эксперт.
По его словам, негативная тенденция на отечественном шельфовом рынке была отмечена еще восемь лет назад.
«Год назад была сделана генеральная схема развития нефтедобычи, согласно которой к 2035 году шельфовая добыча нефти сократится в три раза - до 9 млн тонн нефти в год. За восемь лет состав критических технологий не изменился: программное обеспечение, подводные добычные комплексы, технологии добычи ТРИЗов, технологии в области нефтепереработки, технологии закрытия скважин и т.д. Сегодня, по данным Роснедр, шельфовая добыча на 85% зависит от импорта», - объясняет аналитик.
«Исходя из этого в ближайшей перспективе на плаву останутся только действующие проекты, это несколько известных проектов в Каспийском, Балтийском, Черном, Печорском, Карском морях и на Сахалине. Под вопросом остаются Аяшское месторождение и проект «Восток Ойл» на Таймыре», – говорит он.
Оптимальной стратегией выхода из ситуации видится сотрудничество с КНР, однако здесь есть свои нюансы.
«У Китая богатый опыт и возможности в шельфовой добыче, составляющей 19% объема китайской нефти. Для развития данного сегмента КНР инвестирует большие средства, например, только компания CNOOC в 2021 году на шельфовые технологии истратила $14 млрд. Для России КНР могла бы стать хорошим партнером, однако, помимо риска вторичных санкций, существует риск экспансии на сервисный рынок, как это показывает пример Казахстана», – отмечает аналитик.
Ссылка по теме:
Нефтяной разворот >>>>