До 31 марта водный путь открыт в соответствии с четвертой категорией внутренних водных путей
В Азово-Донском бассейне внутренних водных путей, первом из 15 речных бассейнов России, 22 марта открылась навигация 2022 года. Эта дата начала работы судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования в границах Азово-Донского бассейна, в соответствии с распоряжением Федерального агентства морского и речного транспорта от 21 марта 2022 года, на 10 суток опережает прежний плановый срок начала навигации на Нижнем Дону. Об этом сообщила пресс-служба Росморречфлота.
В 09:40 мск первый баржебуксирный состав «Угличанин» с баржей «Соть» (ООО СК «Ярбункер») зашел в границы бассейна (3121,0 км р. Дон) и проследовал в направлении п. Семикаракорск. Вслед за ним вошли теплоходы «Мидволга-1» и «Волгонефть-147» (ООО «Средне-Волжская СК) назначением на порт Калач-на-Дону.
Гидротехнические сооружения Нижнего Дона, средства навигационного оборудования, технический флот и водный путь готовы обеспечить безопасный пропуск транспортных судов. В настоящее время продолжается набор бьефов Николаевского, Константиновского и Кочетовского гидроузлов при сниженном расходе воды в створе Цимлянской плотины.
Водный путь в период с 22 марта 2022 года по 31 марта 2022 года в границах ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» открыт в соответствии с четвертой категорией внутренних водных путей без гарантированных габаритов судовых ходов с освещаемой навигационной обстановкой.
Общая протяженность внутренних водных путей в зоне ответственности ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» составляет 691,3 км, из которых транзитный путь на реке Дон – 257,3 км, река Северский Донец – 208 км, река Маныч – 226 км.
Администрация эксплуатирует 10 гидроузлов: Кочетовский гидроузел на реке Дон, гидроузлы №№ 2-7 на реке Северский Донец, Пролетарский, Веселовский и Усть-Манычский гидроузлы на реке Маныч.
По итогам навигации 2021 года объем перевозок грузов в границах ответственности ФБУ «Азово – Донская бассейновая администрация» составил 8,8 млн тонн и по отношению к уровню 2020 года составил 85,8 % или на 1 млн 460 тыс. тонн меньше (в 2020 году – 10 млн 273 тыс. тонн). Сокращение, прежде всего, связано со снижением по ВВП бассейна перевозок пшеницы (на 35% к уровню 2020 года) и серы (на 47% к уровню прошлого года).
В целях сохранения и улучшения условий для сквозного транзитного судоходства в бассейне, повышения конкурентоспособности грузовых перевозок водным транспортом, роста грузопотоков и перевозок пассажиров, развития отечественного судостроения и портовой инфраструктуры юга России, а также решения проблемы сохранения водных ресурсов Цимлянского водохранилища и водоснабжения прибрежных районов Нижнего Дона, в Азово-Донском бассейне реализуется одно из основных мероприятий по расшивке «узких мест» на внутренних водных путях Российской Федерации – строительство Багаевского гидроузла, который должен быть сдан в эксплуатацию в 2024 году.