Предусмотренные законопроектом «О внешней администрации по управлению организацией» вынужденные меры должны осуществляться с учётом необходимости сохранения российской экономики в качестве неотъемлемой части мировой экономики и носить по возможности временный характер, сохраняя потенциал для восстановления экономических связей в будущем. Такое мнение содержится в сообщении Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
Осуществляемые меры должны учитывать различный характер и причины приостановления и прекращения хозяйственной деятельности компаний. Многие иностранные компании вынужденно прекратили работу в России под давлением правительств и общественности своих стран и могут быть настроены на скорейшее возобновление работы в нашей стране. Чрезмерно жёсткие меры в отношении таких компаний могут привести к не только длительных судебным разбирательствам по всему миру, но и существенно снизить инвестиционную привлекательность страны.
В связи с этим при доработке законопроекта предлагается повысить уровень владения иностранным лицом долями в уставном капитале организации, необходимый для назначения внешней администрации, с 25 % до 50 % (пункт 2 части 1 статьи 1 законопроекта); как правило, владение долей в уставном капитале менее 50% не позволяет участнику заблокировать хозяйственную деятельность организации. При этом предложенная в законопроекте планка создает риски для российских участников, если иностранное лицо, владеющее менее 50% в уставном капитале, осуществляет какие-либо недружественные действия.
При необходимости учёта каких-либо особенностей корпоративного управления может быть использовано предусмотренное частью 2 статьи 2 законопроекта полномочие Правительства РФ установить дополнительные основания принятия решения о подаче заявления о назначении внешней администрации.
Законопроект предусматривает обязанность внешней администрации провести замещение активов организации путем выделения и последующие торги по продаже акций (долей в уставном капитале) организации, образованной в результате выделения (часть 2 статьи 4 законопроекта). Фактически законопроект допускает единственный возможный вариант развития событий после назначения внешней администрации – продажу принадлежащего организации бизнеса. При этом такая продажа может быть осуществлена в сжатые сроки (2 - 3 месяца).
В отдельных случаях иностранное лицо может быть заинтересовано в возобновлении хозяйственной деятельности организации по истечении определенного периода времени (например, одного года) и не готово принять решение о передаче в доверительное управления акций (долей в уставном капитале) российскому лицу. В целях исключения окончательного прекращения деятельности указанного иностранного лица в Российской Федерации (скорее всего, без возможности восстановления в будущем) представляется целесообразным предусмотреть в законопроекте право межведомственной комиссии принять решение об отсрочке замещения активов и сохранении организации под управлением внешней администрации на период до 3 лет.
В Российской Федерации имеют широкое распространение организации, созданные совместно российскими и иностранными лицами. При этом российские лица в сложившейся ситуации готовы взять на себя полное управление организацией. В указанных условиях назначение временной администрации и, особенно, замещение активов представляется необоснованным.
В законопроекте необходимо предусмотреть вынесение судом на основании ходатайства межведомственной комиссии (уполномоченного органа) решения признании на определенный срок акций (долей в уставном капитале), принадлежащих иностранному лицу, не голосующими и не учитываемыми при определении количества голосов на общем собрании.
Проект федерального закона «О внешней администрации по управлению организацией», подготовленный Минэкономразвития России, определяет порядок назначения внешнего управления организациями для смягчения последствий от недружественных действий иностранных государств, выражающихся во введении политических или экономических санкций в отношении физических и юридических лиц в РФ.