В Волжском бассейне в 2022 году запланированы дноуглубительные работы в объеме 5,72 млн куб. м
На работах планируется задействовать 13 земснарядов
В Волжском бассейне в навигацию 2022 года транзитные землечерпательные работы запланированы в объеме 5,72 млн куб м. Увеличение плана составило 720 тыс. куб. м грунта по сравнению с навигацией 2021 года. Это связано с повышением категорийности на нескольких участках водных путей в навигацию-2022. Об этом рассказал заместитель руководителя ФБУ «Администрация Волжского бассейна» Сергей Булашов, выступая с докладом по итогам работы Администрации Волжского бассейна в навигацию 2021 года и задачам на предстоящую навигацию на встрече представителей судоходных компаний региона, совмещенной с очередным заседанием Общественного совета Волжского бассейна. Об этом сообщила пресс-служба Росморречфлота.
В навигацию 2022 года русловыми партиями планируется выполнить 19,1 тыс. км промеров, из них на транзите 15 тыс. км промеров, на внетранзитных работах 4,1 тыс. км промеров.
В навигацию 2021 года в филиалах ФБУ «Администрация Волжского бассейна» было задействовано восемь русловых изыскательских партий. Ими выполнено 19 тыс. км промеров. При 16,6 тыс. км промеров, запланированных в 2021 году, это 115% от плана 2021 года, из которых на транзите (для выполнения государственного задания) было выполнено 16,9 тыс. км промеров. При 15,8 тыс. км промеров, запланированных в 2021 году - это 107% от плана 2021 года.
В навигацию 2021 года в Волжском бассейне действовало около 162 сухогрузных причалов, 28 нефтеналивных причалов, 84 пассажирских причалов и остановочных пунктов. Было перевезено 41 млн 398 тыс. 924 тонны грузов, что на 412 тыс. 690 тонн больше, чем в 2020 году. Строительных грузов перевезено 26 млн 281 тыс. 607 тонн (на 10,42% больше), наливных 8 849 452 тонны (плюс 14,6%). Больше, чем в предыдущем году перевезено соли и лесных грузов.
В завершившуюся навигацию в Волжском бассейне перевезено 1 млн 234 638 пассажиров, пассажирским флотом было выполнено почти на 3 тыс. рейсов больше, чем в 2020-м году.
Общая протяжённость внутренних водных путей в границах Волжского бассейна составляет 9252,3 км (на 21 км больше, чем в 2020 году, +0,2%). В 2021 году на карте бассейна появились новые водные пути. В соответствии с письмом Росморречфлота от 14.02.2022 г. количество земснарядов – 13 ед, обстановочного – 41 ед. и промерного – 8 ед. флота.
Гидрологические условия навигации 2021 года были относительно благоприятные, за исключением Нижней Волги, где уровни воды опускались ниже проектных значений.
Водные пути, по которым в сравнении с 2021 годом улучшены показатели: на реке Вятка – два участка протяженностью 5 и 1,1 км, на реке Волга – две судоходных трассы протяженностью 4 и 1 км, на Чебоксарском и Волгоградском водохранилищах – подходы к пристани населенного пункта Лысково (4 км) и причалу Новониколаевский (3 км), на реке Волга – несколько подходов, в т.ч. к порту Ахтубинск (6 км) и др. На девяти участках повышена категорийность, на двух - увеличена глубина.
Степень насыщенности водных путей навигационными знаками, осталась, как и в предыдущие годы - один знак на один км.
Фактический объем выполненных транзитных землечерпательных работ в навигацию 2021 года составил 6,225 млн куб. м, при годовом плане 5,0 млн куб. м (выполнение составляет 125%). Дноуглубительные работы на плесе Городец – Нижний Новгород в навигацию 2021 года составили 2,57 млн куб. м.
Фактически выполненный объем внетранзитных работ в 2021 году составил – 2,191 млн куб. м, из них на договорных работах 2,172 млн куб. м, при годовом плане 2,6 млн куб. м (исполнение составило 85%).
Об итогах работы служб, подчиненных капитану Волжского бассейна в 2021 году, выполнении капитанами (судоводителями) и судовладельцами требований нормативных правовых документов в области безопасности судоходства доложил и. о. первого заместителя руководителя-капитана Волжского бассейна Олег Степин.
Он отметил, что со вступлением в силу приказа Минтранса России № 521 от 27 ноября 2020 года «Порядок назначения проверок судов и плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок» изменилась оценка категории риска судна или плавучего объекта, а также - интенсивность проведения мероприятий по проверке судна или плавучего объекта в сторону его уменьшения.
За 2021 год было проведено 1560 проверок, выявлено 3538 замечаний, в 200 случаях замечания послужили основанием для задержания судов (14 пассажирских). Обратил внимание на то, что количество нарушений по отношению к количеству проверок увеличилось на 9,5%, также увеличилось количество задержаний в 1,8 раз по сравнению с 2020 годом.
Олег Степин акцентировал внимание на правилах постановки на учет плавучих объектов (зарегистрировано в судовом реестре 237), остановился на требованиях к оформлению договоров навигационного сбора, говорил о дебиторской задолженности судоходных компаний Администрации Волжского бассейна и др. Было предложено выйти с предложениями в Федеральное агентство морского и речного транспорта и Минтранс России о внесении изменений в нормативные правовые документы в области безопасности судоходства, в части отмены типовых схем составов и др.
Анализ аварийности в Волжском бассейне в навигацию 2021 года сделал представил начальник Волжского УГМРН-главный государственный инспектор Госморречнадзора Александр Крюков.
В зоне ответственности Волжского УГМРН Ространснадзорав границах Волжского бассейна за 2021 год зарегистрировано 32(17 – 2020 г.) транспортных происшествий с судами. По результатам проведенных расследований транспортные происшествия были классифицированы как аварии – 1 (0-2020 г.), инциденты – 17 (16-2020 г.) и не подлежащие классификации – 14 (1-2020 г.) На учет судовладельцам (участникам происшествий) отнесено – 16 случаев (14 – 2020 г.)
Статистика аварийности в 2021 году показывает, что в сравнении с 2020 годом, количество транспортных происшествий на внутренних водных путях в границах Волжского бассейна увеличилось. Значительный рост посадок на мель (почти в 3 раза), увеличение количества ударов (в 1,5 раза).
По результатам ежегодного анализа аварийности, основной причиной транспортных происшествий является - невыполнение командным составом требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства – это 2/3 от всех установленных причин в 2021 году.