Годовой грузопоток через Рыбинский шлюз составил 6,6 млн тонн
Через Рыбинский шлюз, один из важнейших судопропускных сооружений Волжского каскада гидроузлов, в 2021 году прошло 7279 судов, что на 16,5% больше, чем в навигацию-2020 года (6249 единиц флота). По сравнению с 2020 годом на 14% больше выполнено шлюзований. Об этом сообщила пресс-служба ФГБУ «Канал имени Москвы».
Годовой грузопоток через Рыбинский шлюз в 2021 году составил 6,6 млн тонн. Через сооружение перевозится камень, щебень, песок, промсырье и нефть.
Через шлюз в 2021 году переправились 137 тыс. пассажиров. Это туристы, путешествующие на круизных теплоходах в Москву, Санкт-Петербург, Казань, Астрахань и Ростов-на-Дону. Увеличилось количество пассажирского флота, пропущенного через Рыбинский шлюз в навигацию 2021 года (1446 единиц) по сравнению с навигацией 2020 года (812 единиц).
Среднесуточная интенсивность работы Рыбинского шлюза за навигацию-2021 в среднем составляет 19 шлюзований с пропуском 35 единиц флота в сутки (при 17 шлюзовании и 30 единиц флота в сутки за навигацию 2020 года).
Пик работы Рыбинского шлюза пришелся на 1975 год. Тогда за 9493 шлюзований было пропущено 22 142 единиц флота.
Рыбинский шлюз – двухниточный, состоит из двух камер № 11 и № 12 расположенных параллельно. Габариты камер шлюза составляют 283 м в длину, 30 м в ширину, 24,60 м в высоту и гарантированную глубину на пороге – 4 метра. Благодаря уникальной сложной водопроводной системе наполнения и опорожнения огромная камера Рыбинского шлюза объёмом более 160 тыс. куб. м наполняется по галереям-питателям через донные отверстия за 8 минут.
В последнее десятилетие на Рыбинском шлюзе заменены двустворчатые ворота нижней головы, клапанные ворота верхней головы, ремонтные двустворчатые ворота, затворы водопроводных галерей, реконструированы причальные линии. Реконструкция камеры №12 еще продолжается. Весь судопропуск на данный момент осуществляется через камеру № 11.
Рыбинский шлюз принят в постоянную эксплуатацию государственной комиссией 70 лет назад, 2 февраля 1952 года.
В состав сооружений Рыбинского шлюза, кроме шлюзовых камер, также входят причальные стенки, пять дамб, подходные каналы, автомобильно-железнодорожный мост, расположенный над нижней головой шлюза.
Строительство шлюза было начато в 1935 году, 17 мая 1941 года он введен во временную эксплуатацию. Из-за начавшейся войны он эксплуатировался почти 11 лет без завершения всех строительных работ.
Рыбинский шлюз расположен на реке Волге (в 2854 км от устья) в северной части города Рыбинска, входит в состав одной из групп Рыбинского гидроузла, который образует Рыбинское водохранилище – третье по площади в России и восьмое в мире.
Рыбинский шлюз имеет статус объекта культурного наследия.