Транзитный грузопоток на Севморпути в 2021 году, как ожидается, вырастет на 59%, достигнув 2 млн 41,3 млн тонн. Такие данные приводятся в материалах Общественного совета Северного морского пути. При этом уже по состоянию на 17 декабря 2021 года объем транзитных перевозок по арктической трассе составил 2 млн 9,9 тыс. тонн, что на 56% больше показателя соответствующего периода предыдущего года. По состоянию на 17 декабря 2021 года общий объем грузоперевозок достиг 33,59 млн тонн.
Год |
Общий объем, тыс. тонн |
Изменение к предыдущему году |
В т.ч. транзитный, тыс. тонн |
Изменение к предыдущему году |
Количество проходов судов |
2018 |
20 180,2 |
- |
491,3 |
- |
403 |
2019 |
31 531,2 |
+ 56 % |
697,3 |
+ 42 % |
471 |
2020 |
32 978,9 |
+ 5 % |
1 281,0 |
+ 83 % |
418 |
2021 (по состоянию на 17.12.2021 |
33 586,6 |
Прогнозируется в объеме не менее 34 млн тонн |
2,041.3 |
+ 59 % |
Прогнозируется в объеме не менее 2020 г. |
Наибольший вклад в формирование грузопотока по СМП вносят экспортные перевозки сжиженного природного газа (проект «Ямал СПГ», ПАО «НОВАТЭК») и сырой нефти (проект «Новый порт», ПАО «Газпром нефть»).
По количеству выполненных рейсов и общему объему перевезенных грузов наиболее часто СМП использовали в 2020 году: китайская судоходная компания COSCO Shipping выполнила 11 рейсов в восточном и западном направлениях; датская судоходная компания Nordic Bulk Carriers выполнила 3 рейса с грузом железорудного концентрата из портов восточного побережья Канады в порты Китая и Республики Корея судами 75 000 тонн дедвейта; норвежская компания Golden Ocean Management выполнила 8 рейсов судами дедвейта 75 000 тонн, 5 из которых из Мурманска в порты Китая с железорудным концентратом; немецкая судоходная компания Oldendorff Carriers выполнила 3 рейса судами дедвейтом 75 000 тонн с железорудным концентратом из Норвегии; компания GTLK Asia M3 Ltd. (дочерняя структура российской Государственной транспортной лизинговой компании) выполнила 2 рейса судами дедвейтом 105 000 тонн с грузом железорудного концентрата с восточного побережья Канады в порт Находка и в Китай.
Показатель |
2020 год |
2021 год |
Грузопоток, т |
1 281 010 |
2 009 934 |
Кол-во проходов судов, ед. |
61 |
86 |
из них под российским флагом, ед. |
19 |
11 |
из них под иностранными флагами, ед. |
42 |
75 |
Среднее время прохождения СМП, сут. |
8,3 |
11,08 |
Преобладающий груз, вид/тонн |
Железная руда и концентрат/1 004 134 |
Железная руда и концентрат/1 358 583 |
Самое крупное судно, т |
В грузу - 105 000, сухогруз В балласте – 113 000 (дедвейт), нефтяной танкер |
В грузу - 118 127, сухогруз В балласте – 121 513 (дедвейт), сухогруз |
В 2021 году: норвежская компания Golden Ocean Management совместно со швейцарской компанией SUEK AG выполнили 18 рейсов судами дедвейтом до 80 000 тонн, 10 из которых из Мурманска и 1 из Канады в порты Китая с железорудным концентратом; китайская судоходная компания COSCO Shipping выполнила 14 рейсов в восточном и западном направлениях при перевозках генеральных грузов, в том числе контейнеров; немецкая судоходная компания United Heavy Lift выполнила 14 рейсов в восточном и западном направлениях при перевозках генеральных грузов, в том числе контейнеров; немецкая судоходная компания Oldendorff Carriers выполнила 8 рейсов судами дедвейтом до 121 000 тонн, 6 из которых в грузу (уголь, железорудный концентрат) с запада на восток; голландская судоходная компания Wagenborg Shipping выполнила 6 рейсов в восточном и западном направлениях при перевозках генеральных грузов, в том числе контейнеров.
Международные транзитные перевозки по СМП в 2021 году характеризуются преобладанием сырьевых грузов (железорудный концентрат, древесина и уголь) в восточном направлении. В западном направлении в основном перевозятся генеральные грузы, в том числе контейнеризированные.