Особенно остро сбои с поставками ощущаются в портах Балтики и Дальнего Востока
Логистические проблемы с доставкой российского угля в морские порты набирают обороты на всех экспортных направлениях, что в настоящее время привело к нехватке угля на рынке и может вызвать еще больший дефицит в ближайшие месяцы. Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в информационно-аналитическом агентстве CAA (Современное Аналитическое Агентство), особенно остро сбои с поставками ощущаются в портах Балтики и Дальнего Востока.
На Северо-Западном направлении проходят ремонтные работы на Октябрьской железной дороге, которые в сочетании со снегопадами вызвали заторы на железных дорогах, где отмечается большое скопление брошенных поездов. Ж/д поставки в крупнейший порт на Балтике - Ростерминалуголь с января по ноябрь 2021 года уменьшились на 1,9 млн тонн к аналогичному периоду 2020 года - до 22,2 млн тонн. Складские запасы угля на терминале, впервые упали до исторического минимума в 25 тыс. тонн при норме единовременного хранения 633 тыс. тонн (см. CAA Современное Аналитическое Агентство от 10 декабря 2021 г.).
Температуры в регионе упали до -20C, что усиливает сложности с выгрузкой смерзшегося угля в портах и вынуждает РЖД вводить железнодорожные конвенции на поставки угля в адрес отдельных терминалов. С декабря ожидается введение ледовых ограничений на Балтике, что вызовет дополнительные задержки с поставками российского угля на экспорт.
На фоне текущих проблем ожидается переориентирование ряда Балтийских терминалов под другие виды грузов. Поставки угля в порт Высоцк с января по ноябрь 2021 года сократились на 2,1 млн тонн (к январю-ноябрю 2020 года) до 3.8 млн тонн. Помимо логистических проблем порт начал переваливать зерно на двух из четырех причалов терминала, планируя постепенно сокращать экспорт угля.
Ранее мы писали о том, что терминал Юг-2, в Усть-Луге, второй по величине угольный терминал в порту Усть-Луга, может приостановить перевалку угля в 2022 г., в связи с планами газовых компаний построить на его территории газоперерабатывающий завод мощностью 13 млн тонн СПГ в год (см. CAA Современное Аналитическое Агентство от 27 августа 2021 г.). Прогнозируется, что перевалка Юг-2 в 2021 г. составит порядка 11 млн тонн угля.
На Дальневосточном направлении, в связи со снегопадами и большим количеством заторов и брошенных поездов, РЖД с ноября периодически вводит ж/д конвенции на отгрузки угля в такие порты, как Ванино (Ванинский Морской Торговый Порт, Дальтрансуголь, ВаниноТрансУголь), порт Восточный (Восточно-Уральский Терминал, Малый Порт), порт Владивосток и порт Вера. Из-за проблем с ж/д поставками крупнейший в России угольный терминал АО «Восточный Порт» за 11 месяцев 2021 года сократил перевалку угля на 1,4 млн тонн до 24,1 млн тонн.
«Судя по всему, ситуация с экспортом российского угля будет ухудшаться, принимая во внимание усиление морозов, проблемы с выгрузкой в портах и логистические проблемы», - отмечается в исследовании.