С учётом реализуемых инвестиционных проектов мощность морпортов Хабаровского края в 2025 году увеличится до 90 млн тонн в год
В ходе совещания по вопросу развития портовой инфраструктуры в Хабаровском крае, которое 18 октября провел зампред правительства РФ – полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев, отмечалось, что «дальневосточные порты – ключевые экспортные ворота России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Их бесперебойное функционирование и своевременная модернизация являются одними из драйверов роста не только экономики Дальнего Востока, но и всей страны».
Согласно Реестру морских портов РФ, в Хабаровском крае действует пять морских портов – Ванино, Де-Кастри, Советская Гавань, Охотск, Николаевск-на-Амуре. Их грузооборот за 2020 год составил 47,8 млн тонн (+5% к уровню 2019 года), за девять месяцев 2021 года – 37 млн тонн (+3% к аналогичному периоду прошлого года).
Развитию портовой инфраструктуры и привлечению инвестиций способствует преференциальный режим свободного порта. В Хабаровском крае этот режим действует в Ванинском и Советско-Гаванском муниципальных районах.
Так, в морском порту Ванино компания «ВаниноТрансУголь» реализовала первую очередь проекта транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля, компания «Прайм» строит морской терминал на мысе Токи, «Дальтрансуголь» планирует увеличить мощность перевалки угля до 40 млн тонн угля в год. В Советской Гавани «Ремсталь» строит транспортно-перегрузочный комплекс по перевалке сжиженных углеводородных газов.
По словам заместителя министра транспорта РФ Александра Пошивая, с учётом реализуемых инвестиционных проектов мощность морских портов Хабаровского края в 2025 году увеличится до 90 млн тонн в год, в том числе по грузам, транспортировка которых идёт через железную дорогу – до 72,9 млн тонн в год (плюс 24 млн тонн в год к уровню начала 2021 года). К 2030 году планируется выйти на мощность портов Хабаровского края в 110 млн тонн в год, в том числе по грузам, завязанным на железную дорогу – порядка 90 млн тонн.
ОАО «РЖД» ведёт работы по реализации второго этапа модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба, предусматривающего увеличение провозной способности ключевого для развития портов Хабаровского края участка Байкало-Амурской магистрали от ст. Комсомольск-Сортировочный до ст. Ванино с текущих 39,8 млн тонн в год до 81,8 млн тонн.
В то же время, как отмечалось в ходе совещания, медленный темп строительства железнодорожной инфраструктуры является основным сдерживающим фактором интенсивного развития дальневосточных портов.
«Проблемы возникают в синхронизации планов модернизации железных дорог с развитием портовых мощностей. По информации «Российских железных дорог», в 2023 году будут обеспечены необходимые провозные мощности, чтобы порты Хабаровского края были полностью загружены. На сегодняшний день значительная часть произведённой продукции (около 15 млн тонн угля с Дальнего Востока) не вывозится по причине проблем с железнодорожным сообщением. Инвесторы несут убытки в силу разрыва между возможным объёмом перевозок по железной дороге и возможной отгрузкой в портах. Портовые мощности используются не полностью. «Российским железным дорогам» надо ускорить работу», – подчеркнул Юрий Трутнев.
Юрий Трутнев поручил Минвостокразвития России и ОАО «РЖД» провести анализ исполнения соглашений с инвесторами Ванино-Советскогаванского транспортного узла по вопросу полноты вывоза предъявляемых к перевозке грузов.