Коллегия ФТС одобрила концепцию развития таможенного контроля после выпуска товаров
Коллегия Федеральной таможенной службы РФ рассмотрела концепцию развития таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств и определила в качестве одного из основных направлений деятельности таможенных органов развитие таможенного контроля после выпуска товаров, передает ПРАЙМ-ТАСС со ссылкой на пресс-службу ФТС. Как сказал на коллегии глава ФТС Андрей Бельянинов, разработанная концепция сформировала теоретическую базу таможенного контроля после выпуска товаров, которая, замкнув технологическую цепочку таможенного контроля в целом, многократно увеличит эффективность деятельности таможенных органов.
По словам начальника управления таможенной инспекции ФТС Олега Грачева, разработка концепции происходит в условиях, при которых одним из приоритетных направлений совершенствования таможенного контроля определено упрощение таможенных процедур и сокращение времени таможенного оформления, в целях формирования благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности по увеличению объемов международной торговли. В этих условиях таможенный контроль после выпуска должен стать механизмом эффективной защиты экономических интересов России без создания дополнительных административных барьеров.
Однако, коллегия ФТС России отметила, что, наряду с задекларированным переносом акцента на таможенный контроль после выпуска, имеются проблемные вопросы, препятствующие его дальнейшему развитию и обеспечению результативности, такие как: недостаточное методическое обеспечение таможенного контроля после выпуска, недостаточная регламентация процедуры контроля таможенной стоимости для целей таможенного контроля после выпуска и несогласованность отдельных положений Таможенного кодекса с положениями других отраслей права.
В одобренной на заседании коллегии ФТС России концепции развития таможенного контроля после выпуска заданы основные направления его развития, такие как совершенствование законодательного и нормативного правового регулирования. Предполагается подготовка предложений по внесению изменений в действующие законодательные акты Российской Федерации.
Планируется увеличение срока проверки достоверности сведений после выпуска товаров, с момента утраты ими статуса находящихся под таможенным контролем, с учетом международного опыта, а также по аналогии с налоговыми проверками, что также позволит проводить скоординированные проверочные мероприятии таможенных и налоговых органов.
Предполагается закрепление возможности признания незаконно ввезенными иностранных товаров, в отношении которых отсутствуют сведения, свидетельствующие о выпуске товаров, либо установлена их недостоверность. Также планируется расширить перечень лиц, у которых может проводиться завершающая форма таможенного контроля – таможенная ревизия, дополнив его лицами, осуществляющими операции с ввезенными товарами, не ограничиваясь реализаторами.
В рамках нормативного правового регулирования планируется комплексная разработка нормативных правовых актов, регулирующих проведение таможенного контроля после выпуска, в том числе у лиц, участвующих в обращении импортных товаров.
Основной стратегией нормативного правового регулирования является формирование правовых предпосылок совершенствования механизмов таможенного контроля после выпуска, включающего в себя более тесное взаимодействие подразделений таможенной инспекции с другими функциональными подразделениями.
В настоящее время разрабатываются целый ряд правовых актов ФТС России, призванных повысить эффективность таможенного контроля после выпуска, таких как порядок организации и проведения таможенной ревизии, соответствующий современному таможенному законодательству и международным нормам, а также являющийся практическим руководством деятельности должностных лиц таможенных органов, проводящих таможенную ревизию; порядок контроля таможенной стоимости, предусматривающий регламентацию процедуры контроля таможенной стоимости для целей таможенного контроля после выпуска и пр.
Национальная система таможенного контроля после выпуска товаров для обеспечения эффективного функционирования в условиях реалий сегодняшнего дня должна взаимодействовать как со смежными государственными органами, так и с аналогичными системами других государств. Подразумевается как общий обмен информацией на плановой основе, так и передача информации по конкретным объектам проверок.
Полагается, что основными объектами проверок в ходе таможенного контроля после выпуска должны стать участники внешнеэкономической деятельности, так как работа с ними намного эффективнее работы с товарными партиями. Во-первых, потому что количество товарных партий исчисляется миллионами, а количество участников внешнеэкономической деятельности десятками тысяч /основных участников – тысячами/. Во-вторых, незаконные схемы организуют участники внешнеэкономической деятельности, и прекращение деятельности одного нарушителя выводит из нелегального оборота значительное количество товарных партий.
В этом направлении планируется организовать планомерную и постоянную работу по выявлению и пресечению деятельности лиц, осуществляющих незаконные операции. Каждый недобросовестный участник внешнеэкономической деятельности должен знать, что проводимая работа – это не разовая акция, и при продолжении незаконных операций, он рано или поздно попадет в поле зрения таможенных органов и может понести значительные экономические потери и быть привлечен к ответственности, в том числе уголовной.
Также отмечается необходимость разработки системы управления и контроля, которая позволит обеспечить проверку правильности, всесторонности, полноты и объективности решений, принимаемых при проведении таможенного контроля после выпуска, а также повысить персональную ответственность за принимаемые решения.
Как было отмечено в ходе заседания коллегии ФТС России, выполнение мероприятий, предусмотренных концепцией, позволит создать благоприятные условия для увеличения товаропотоков через таможенную границу Российской Федерации, сократить время таможенного оформления без потери качества таможенного контроля и повысить собираемость таможенных платежей, а также позволит более эффективно осуществлять борьбу с преступлениями и правонарушениями в области таможенного дела.