Минпромторг предлагает перенести срок окончания строительства Жатайской судоверфи с 2021 на 2023 год
Минпромторг России предлагает перенести срок окончания строительства Жатайской судоверфи с 2021 на 2023 год, следует из опубликованного на Федеральном портале для размещения нормативно-правовых актов проекта изменений в соответствующее постановление правительства России. В пояснительной записке указано, что в результате мониторинга отчетности о ходе реализации проекта Минпромторгом России выявлены серьезные риски срыва установленного срока ввода объекта в эксплуатацию. Отставание от утвержденного графика обусловлено несвоевременным привлечением АО «Жатайская судоверфь» необходимого объема внебюджетных средств для проведения закупочных процедур на поставку технологического оборудования по проекту. Указанные обстоятельства вызваны длительным сроком получения гарантии от Республики Саха (Якутия) в части компенсации затрат на оплату основного долга и процентов по кредиту, а также отказом согласования крупной сделки Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (доля акций которого в уставным капитале АО «Жатайская судоверфь» составляет 82,19%) по объявлению конкурса на заключение договора о предоставлении кредитных средств для привлечения внебюджетной составляющей и завершения реализации проекта, по причине внесения АО «Жатайская судоверфь» в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2020-2022 годы; низкими темпами работ основной подрядной организации в связи с нехваткой оборотных средств; несвоевременной передачей объектов недвижимого имущества, необходимого для выполнения строительных работ. Указанные обстоятельства повлияли на сроки проведения конкурсных процедур по выбору исполнителя работ на отдельных участках строительства.
Дополнительными причинами отставания от утвержденного графика реализации проекта являются аномально низкий температурный режим зимой 2020-2021 годов, не позволяющий полноценно производить необходимые строительные работы; наличие транспортных ограничений, препятствующих своевременным поставкам строительных материалов из других регионов страны; уменьшение количества рабочего персонала на площадке строительства в связи с ограничениями, связанными с предупреждением распространения новой короновирусной инфекции.
Срыв установленных сроков ввода объекта повлечет за собой недостижение целевых показателей государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений», а также приведет к взысканию с предприятия неустойки за невыполнение обязательств по договору о предоставлении бюджетных инвестиций, что крайне отрицательно скажется на финансовом состоянии общества и как следствие завершении реализации проекта.
С учетом проводимых АО «Жатайская судоверфь» компенсационных мер для завершения реализации проекта, а также учитывая сроки привлечения внебюджетного финансирования и поставок необходимого оборудования Минпромторгом России предлагается изменить срок ввода объекта в эксплуатацию на 2023 год путем внесения соответствующего изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 2019 года № 775 «О предоставлении бюджетных инвестиций акционерному обществу «Жатайская судоверфь».
В результате реализации инвестиционного проекта, утвержденного постановлением, будут осуществлены строительство, реконструкция и техническое перевооружение производственных мощностей Жатайского судостроительного и судоремонтного завода (п. Жатай, Республика Саха (Якутия) с целью модернизации и строительства флота для обеспечения бесперебойных грузоперевозок внутренним водным транспортом в Ленском бассейне и Арктической зоне Российской Федерации (в том числе Северный завоз).
Развитие транспортной инфраструктуры Ленского бассейна является ключевым условием обеспечения бесперебойного завоза необходимых грузов для населения арктических районов Республики Саха (Якутия), реализации инвестиционных проектов, пунктов базирования МЧС России и Минобороны России.
В связи с отсутствием сообщения внутренних водных путей Ленского бассейна с другими бассейнами рек строительство и ремонт речных судов возможно только на судостроительной верфи в Республике Саха (Якутия). Ленский бассейн является закрытым, локальным рынком, река имеет выход только на Северный морской путь, что усложняет возможность поставок и отгрузок речных судов из других регионов страны. Альтернативы АО «Жатайская судоверфь» в данном регионе нет.
По проекту разработана проектно-сметная документация и получено положительное заключение государственной экспертизы. В 2019 – 2021 годах АО «Жатайская судоверфь» предоставлены федеральные бюджетные инвестиции в полном объеме в размере 4 106,2 млн рублей, привлечены средства АО «Корпорация развития Республики Саха (Якутия) в размере 750 млн руб.
В период 2019 – 2021 гг. АО «Жатайская судоверфь» заключены договоры на проектирование, выполнение строительно-монтажных работ и поставку оборудования на общую сумму 4 млрд 383,9 млн руб., в настоящее время производятся строительные работы.
Реализация проекта соответствует приоритетам и целям развития Российской Федерации, исходя из прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации, основным положениям Морской доктрины Российской Федерации, Стратегии развития судостроительной промышленности и Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации, положениям государственных программ Российской Федерации и иных отраслевых документов стратегического планирования.
О ходе строительства Жатайской судоверфи в интервью «ПортНьюс» рассказал председатель правительства Республики Саха (Якутия) Андрей Тарасенко.