В рамках инвестквот заключены договоры на строительство 55 рыболовных и 41 краболовного судна
Представители Росрыболовства, Минвостокразвития, Минпромторга, банковского сектора, участники программы «квоты на инвестиционные цели», представители ассоциаций и эксперты отрасли оценили итоги первого этапа применения нового инструмента господдержки, высказали мнения и предложения по поводу продолжения программы, сообщает пресс-служба Росрыболовства. Цель встречи – сверить позиции по ключевым вопросам развития рыбохозяйственного комплекса и подготовиться к конструктивному диалогу на ключевой отраслевой сессии ВЭФ-2021.
Как отметил первый заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов, за пять лет отрасль смогла увеличить объем инвестиций в пять раз. «На мой взгляд, это одна из интереснейших тем в повестке ВЭФ. Рыбодобывающая отрасль на Дальнем Востоке является одной из основных, куда привлекается значительное количество инвестиций, где занято большое количество населения», — сказал во вступительном слове Гаджимагомед Гусейнов.
Основные темы круглого стола обсуждались в режиме интерактивного голосования с комментариями экспертов.
Заместитель руководителя Росрыболовства Хасан Лихов отметил, что механизм инвестквот положил начало и придал существенный импульс привлечению инвестиций в рыбную отрасль. В 2020 год объем инвестиций увеличился на 51,3% и достиг 68,1 млрд руб. «Механизм инвестквот должен обеспечить устойчивое развитие рыболовства, повысить экономическую эффективность рыбной отрасли. Мы видим, что на международной арене на первый план выходит экологическая повестка. Экология становится инструментом регулирования экономики, в том числе с точки зрения требования к новым судам. Если мы не будем соответствовать новым тенденциям, потеряем свои конкурентные преимущества и не сможем обеспечить лидирующие позиции российской рыбной отрасли», — сказал Хасан Лихов.
Замруководителя Росрыболовства представил предварительные итоги первого инвестиционного цикла в отрасли. На сегодняшний день из 20% от ОДУ, которые были выделены на инвестквоты, распределено 17%, оставшиеся 3% планируется распределить в 2021-2022 годах.
Росрыболовство провело 9 заявочных кампаний: рассмотрены 121 проект, одобрен 91 проект и заключены 79 договоров. Остальные 12 проектов находятся на стадии отбора, а также есть отказы инвесторов от подписания договора.
Объем инвестиций по заключенным договорам оценивается на уровне 213 млрд рублей, из которых почти 88% — в обновление флота (25 судов для Северного бассейна и 30 судов – для Дальнего Востока). Выход новых судов на промысел позволит обновить добывающие мощности на Северо-Западе на 80% и 40% — на Дальнем Востоке.
Строительство ведется на 9 верфях, к июлю 2021 года рыбакам передано пока только пять судов. Строительство последнего судна в рамках первого инвестиционного цикла должно завершиться в 2025 году.
В сфере береговой переработки программа первого этапа идет более интенсивно, но на этом не заканчивается. Сейчас проходят отбор ещё три проекта по строительству заводов малой мощности на Дальнем Востоке. Из строящихся 24 заводов 20 уже введены в эксплуатацию: 10 предприятий – на Дальнем Востоке и 10 – на Севере. Оставшиеся четыре в высокой степени готовности: один уже готов к приемке, окончание строительства трех фабрик запланировано в 2022 году.
Кроме того, в период 2019 – 2021 годы Росрыболовство 50% от ОДУ квот крабов через аукционы с инвестиционными обязательствами: 1 лот – 1 судно-краболов. Всего был распределен 41 лот, соответственно, каждый предполагает строительство краболова, из них 15 судов будут строиться на Дальнем Востоке. Общий объем инвестиций в строительство составит порядка 60 млрд рублей. По итогам аукциона в госбюджет перечислено около 145 млрд рублей.
Замруководителя Росрыболовства обратил внимание, что денежные поступления от реализации крабовых квот позволили начать строительство научно-исследовательского флота, необходимого для развития отечественного рыболовства, в том числе и за пределами российских вод. «В этом году закладываем киль по двум НИС, планируем построить современные суда для неограниченного района плавания, в том числе для арктической зоны. Это стало возможно благодаря крабовым аукционам», — сообщил Хасан Лихов.
Участники круглого стола подискутировали по широкому спектру вопросов. В первую очередь, что оказалось самым серьезным вызовом для рыбодобывающих компаний при работе с механизмом инвестквот: сложная нормативно-правовая база, процедура аукционов, получение банковских гарантий и заемного финансирования, заключение и исполнение судостроительных контрактов, стоимость и условия строительства рыбоперерабатывающих заводов/поставки для них оборудования.
Живое обсуждение состоялось о дальнейших направлениях инвестиций при расширении механизма инвестиционных квот. Участники аргументировали, что нужнее: строительство крупнотоннажных траулеров-процессоров; средне- и малотоннажных рыбодобывающих судов; рыбоперерабатывающих заводов на берегу или новых холодильных мощностей. Кроме того, рассмотрены вопросы эффективности береговой и судовой переработки, развития рыбной логистики и подходы к организации биржевой торговли.
Предложения, которые были выработаны по итогам круглого стола станут основой для дальнейшего обсуждения на Восточном экономическом форуме, который состоится 2-4 сентября во Владивостоке.