Легенда учений предусматривала наиболее тяжелую по последствиям аварию – «гильотинное» разрушение подводного трубопровода при погрузке танкера у ВПУ
На Морском терминале КТК под Новороссийском 21 июля 2021 года состоялись комплексные учения подразделений постоянной готовности. В мероприятии приняли участие около 200 специалистов и 17 единиц флота, сообщила пресс-служба Каспийского трубопроводного консорциума.
Легенда учений предусматривала наименее вероятную, но наиболее тяжелую по последствиям аварию – «гильотинное» разрушение подводного трубопровода при погрузке танкера у выносного причального устройства (ВПУ). Согласно вводной, мастер по швартовке доложил о выходе нефти возле ВПУ-1. Диспетчер главного центра управления в аварийном режиме условно остановил погрузку танкера, в район происшествия направили судно-разведчик, началась мобилизация персонала профессионального аварийно-спасательного формирования и сбор штаба руководства операций (ШРО). По результатам проведенной разведки и с учетом фактических гидрометеорологических условий было организовано построение конвоя из пяти нефтесборных ордеров. В общей сложности в море развернули 1000 м боновых заграждений, применялись 6 транспортных плавучих емкостей.
На втором этапе участники учений отработали меры по локализации и ликвидации последствий разлива нефти в прибрежной полосе. Личный состав профессионального аварийно-спасательного формирования выполнил развертывание береговых и прибрежных боновых заграждений, нефтесборных систем, емкостей для временного хранения собранного нефтепродукта и условно осуществил сбор нефтяных пятен. Применялись три грузовых автомобиля «КАМАЗ» с кранами-манипуляторами, два автопогрузчика, один автокран, другая техника.
Согласно третьей вводной, участники учений выполнили мероприятия по тушению условного возгорания нефти на поверхности воды возле ВПУ-1. Для проведения этого вида аварийно-спасательных работ привлекли вспомогательное судно многоцелевого назначения.
Учения получили положительную оценку наблюдателей, представителей государственных надзорных органов, акционеров. В ходе мероприятия была осуществлена проверка схем организации и управления штатными средствами аварийного реагирования, выполнена оценка достаточности штатного состава сил и средств аварийного реагирования объекта, их соответствия нормативному уровню, предусмотренному планом по предупреждению и ликвидации разливов нефти.
Трубопроводная система КТК – один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода Тенгиз – Новороссийск составляет 1 511 км; по этому маршруту транспортируется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии. Морской терминал КТК оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ) позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях.
Акционеры КТК: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице ПАО «Транснефть» (доверительное управление) – 24%, «КТК Компани» – 7%, АО НК «КазМунайГаз» – 19%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC – 1,75%, Chevron Caspian Pipeline Consortium Company – 15%, LUKARCO B.V. – 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company – 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5%, BG Overseas Holdings Limited – 2%, Eni International N.A. N.V. S.ar.l. – 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC – 1,75%.
Фотографии с сайта КТК