1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. Ледокол «Арктика» завершает работы по программе зимне-весенней навигации

31 мая 2021   18:26

Ледокол «Арктика» завершает работы по программе зимне-весенней навигации

Ледокол Арктика, фото с сайта ФГУП "Атомфлот"

Атомный ледокол «Арктика» завершает работы по программе зимне-весенней навигации, говорится в сообщении пресс-службы ФГУП «Атомфлот». Судно обеспечивает безопасные ледокольные проводки в акватории Северного морского пути.

Между тем «Атомфлот» стал обладателем национальной премии в области национальной географии, экологии, сохранения и популяризации природного и историко-культурного наследия России «Хрустальный компас». В номинации «Лучший экологический проект промышленных предприятий и бизнеса» победа присуждена ФГУП «Атомфлот», ПАО «ЦКБ «Айсберг» и АО «Балтийский завод» за проект «Головной универсальный атомный ледокол «Арктика» проекта 22220». Церемония награждения состоялась в Москве 27 мая.

«Универсальные атомные ледоколы обладают исключительными техническими характеристиками и отвечают самым высоким требованиям радиационной безопасности, - отметил заместитель генерального директора по строительству флота – руководитель представительства ФГУП «Атомфлот» в Санкт-Петербурге Константин Князевский. – Наш уникальный опыт безаварийной работы в Арктике основан на высокой профессиональной подготовке моряков и передовых технологиях. Сейчас в Санкт-Петербурге продолжается строительство серии атомных ледоколов проекта 22220. Эти суда станут основой будущего атомного ледокольного флота».

 Головной универсальный атомный ледокол проекта 22220 был построен АО «Балтийский завод» по заказу Госкорпорации «Росатом». Торжественная церемония поднятия государственного флага РФ на ледоколе состоялась в октябре 2020 года в Мурманске. Атомоход был назван в честь легендарного ледокола «Арктика», ставшего первым в истории судном, достигшим Северного полюса в надводном положении. Двухосадочная конструкция атомного ледокола позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек, в частности на мелководных участках Енисея (Дудинское направление) и Обской губы.

Технический проект атомохода был разработан ЦКБ «Айсберг» в 2009 году. Ледокол оснащен двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки нового поколения «РИТМ-200» мощностью 175 МВт, специально разработанной для этого судна. «РИТМ-200» - инновационная, не имеющая зарубежных аналогов и полностью отечественная разработка одного из старейших конструкторских бюро атомной отрасли «ОКБМ Африкантов» (Нижний Новгород, входит в состав АО «Атомэнергомаш»). Она была спроектирована на основе опыта создания и эксплуатации реакторных установок атомных ледоколов с учетом современных тенденций развития мировой атомной энергетики. Это двухреакторная установка с реакторами тепловой мощностью 175 мегаватт каждый. «РИТМ-200» почти в два раза легче и компактнее, соответственно дешевле по материалоемкости и занимает меньше места на судне, а следовательно - экономически эффективнее. Конструктивно такое решение достигается благодаря интегральной компоновке парогенераторов.

Основные характеристики судна: длина - 173,3 метра (160 метров по КВЛ); ширина - 34 метра (33 метра по КВЛ); высота борта - 15,2 метра, мощность - 60 МВт (на валах); скорость хода - 22 узла (по чистой воде), осадка - 10,5 метра/9,03 метра; максимальная ледопроходимость – до 3 метров; водоизмещение - 33 540 тонн; расчетный срок службы - 40 лет; численность экипажа - 53 человека.