Конкурсная система поставок комплектующих и необходимость технологической модернизации верфей - основные сдерживающие факторы для развития отрасли
«С точки зрения трудовых ресурсов очень эффективная отрасль», - сказал он.
Общая численность работающих в отрасли – около 180 тыс. человек. Кроме того, из смежных отраслей привлекается около 700 тыс. человек.
По оценке эксперта, в российском судостроении работает более 2000 предприятий («судостроение» и/или «судоремонт» предусмотрены в составе основной деятельности) . В их числе - около 120 заводов и верфей, около 40 конструкторских бюро и 15 научно-исследовательских институтов. Примерно половина крупных предприятий - государственные.
В отрасли представлены две интегрированные структуры: АО «ОСК» (44 предприятия, более 70% мощностей) и Концерн судового приборостроения и морского оружия.
Среди проблем, которые сдерживают развитие отрасли, Олег Тимофеев в первую очередь выделил конкурсную систему поставок комплектующего оборудования для строящихся судов. Это, по его мнению, «в разы увеличивает сроки строительства судов».
Кроме того, судостроение остро нуждается в технологической модернизации.
«Мы широко используем устаревшие и недостаточно большие построечные места, - отметил декан факультета кораблестроения и океанотехники СПбГМТУ. - Много наклонных стапелей с низкой грузоподъемностью. Самый большой док находится в Керчи на заводе «Залив». Его размеры 300 м на 65м».
Вместе с тем, недостаточный опыт проектирования в конкурентных нишах (рыболовные суда, дноуглубительная техника, пассажирские суда) со временем российские проектировщики и судостроители смогут успешно преодолеть - новые нишевые суда уже строятся на отечественных верфях. Проблему ограниченных возможностей привлечения зарубежных поставщиков также со временем можно решить через локализацию производства.