1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. Судостроительная отрасль генерирует 3,5% валового национального продукта России - эксперт

27 мая 2021   16:37

Судостроительная отрасль генерирует 3,5% валового национального продукта России - эксперт

Конкурсная система поставок комплектующих и необходимость технологической модернизации верфей - основные сдерживающие факторы для развития отрасли

Фото с сайта ОСК
Судостроительная отрасль генерирует 3,5% валового национального продукта России при том, что в ней задействовано около 1% трудоспособного населения страны. Как передает корреспондент ИАА «ПортНьюс», такую оценку отрасли в ходе круглого стола «Морская техника, судостроение и технологии освоения ресурсов Мирового океана», прошедшего в рамках международного научного форума «Каспий 2021: пути устойчивого развития», дал декан факультета кораблестроения и океанотехники Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (СПбГМТУ, «Корабелка»), д.т.н., профессор Олег Тимофеев.

«С точки зрения трудовых ресурсов очень эффективная отрасль», - сказал он.

Общая численность работающих в отрасли – около 180 тыс. человек. Кроме того, из смежных отраслей привлекается  около 700 тыс. человек.

По оценке эксперта, в российском судостроении работает более 2000 предприятий («судостроение» и/или «судоремонт» предусмотрены в составе основной деятельности) . В их числе - около 120 заводов и верфей, около 40 конструкторских бюро и 15 научно-исследовательских институтов. Примерно половина крупных предприятий - государственные.

В отрасли представлены две интегрированные структуры: АО «ОСК» (44 предприятия, более 70% мощностей) и Концерн судового приборостроения и морского оружия.

Среди проблем, которые сдерживают развитие отрасли, Олег Тимофеев в первую очередь выделил конкурсную систему поставок комплектующего оборудования для строящихся судов. Это, по его мнению, «в разы увеличивает сроки строительства судов».

Кроме того, судостроение остро нуждается в технологической модернизации.

«Мы широко используем устаревшие и недостаточно большие построечные места, - отметил декан факультета кораблестроения и океанотехники СПбГМТУ. - Много наклонных стапелей с низкой грузоподъемностью. Самый большой док находится в Керчи на заводе «Залив». Его размеры 300 м на 65м».

Вместе с тем, недостаточный опыт проектирования в конкурентных нишах (рыболовные суда, дноуглубительная техника, пассажирские суда) со временем российские проектировщики и судостроители смогут успешно преодолеть - новые нишевые суда уже строятся на отечественных верфях. Проблему ограниченных возможностей привлечения зарубежных поставщиков также со временем можно решить через локализацию производства.



Новости от 22 февраля 2025 г.

21 февраля 2025