В январе-марте 2021 года экспорт российского угля, включая морские и железнодорожные поставки через пограничные переходы, вырос до 51 млн тонн (+5.8 млн тонн или +12.8% к аналогичному периоду 2020 года), сообщает Современное Аналитическое Агентство (CAA).
Перевалка угля в морских портах Дальнего Востока увеличилась до 23,9 млн тонн (+2.2 млн тонн или +10.0%). Рост объемов перевалки угля был обусловлен увеличением поставок на угольные терминалы в Ванино, Находке, Посьете, Владивостоке и в порту Вера из-за стабильного спроса на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона на фоне роста индексов, вызванного в том числе продолжающейся торговой напряженностью между Австралией и Китаем и отказом КНР от импорта австралийского угля.
Железнодорожный экспорт угля в Азию через погранпереходы составил 2,3 млн тонн (-1.2%). ОАО РЖД вынуждено периодически вводить конвенции на железнодорожные перевозки угля из-за загруженности маршрутов в направлении российско-китайских пограничных переходов на фоне карантинных мер со стороны китайской таможни. Это приводит к замедлению обработки грузов и сокращению поставок российского экспортного груза.
Экспорт угля через порты Балтики и Баренцева моря за отчетный период составил 14,2 млн тонн (-0.3%). Рост угольных индексов в Европе, обусловленный увеличившимся спросом в конце 2020 года, продолжился в начале 2021 года на фоне дорогого газа в ЕС и резкого похолодания, что привело к сокращению запасов на терминалах ARA (Амстердам-Роттердам-Антверпен) до почти пятилетних минимумов. Кроме того, проблемы с поставками угля из Колумбии позволили российским экспортерам заместить объемы колумбийского материала увеличенными поставками с ряда морских терминалов Северо-Запада.
Ж/д экспорт в Восточную Европу через погранпереходы вырос до 5,5 млн тонн (+1,6 млн тонн или +42,4%), в основном за счет увеличившегося спроса со стороны Украины и Польши. В январе 2021 года из-за резкого похолодания потребление угля на украинских ТЭС выросло, что привело к сокращению местных запасов угля ниже рекордного минимума в 0,6 млн тонн (-33% по сравнению с критическими уровнями, необходимыми для поддержания стабильного энергоснабжения).
Экспорт угля через порты Азово-Черноморского бассейна увеличился до 5,1 млн тонн (+2 млн тонн или +67,1%) на фоне увеличения поставок на угольный терминал OTЭКО в Тамани, в том числе за счет расширения сотрудничества с рядом российских экспортеров угля, включая КТК, Евраз, Инвест-Углесбыт, Топпром, Стройсервис и Русский Уголь, при этом основные объемы обеспечивали СДС-Уголь и Группа Сибантрацит. Из-за ограниченной пропускной способности БАМа и Транссибирской магистрали к портам Дальнего Востока некоторым российским производителям угля приходится перенаправлять свои поставки, ориентированные на рынок стран АТР, в Тамань. Подробные данные по экспорту российского угля приведены в таблице ниже.
ЭКСПОРТ РОССИЙСКОГО УГЛЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ (ЯНВ-МАР 2020/2021), ТЫС. Т.
Направления |
Порты, Ports |
Дальний Восток,Far East |
Балтика и Баренцево море, |
Азово-черноморский бассейн, |
Погранпереходы, border passages |
Восточная Европа, Eastern Europe |
Азия, Asia |
Всего, Total |
Янв-Мар (Jan-March) 2020, |
38 989,1 |
21 722,7 |
14 217,7 |
3 048,7 |
6 198,9 |
3 855,1 |
2343,8 |
45 188,0 |
Янв-Мар (Jan-March) 2021, |
43 151,2 |
23 887,2 |
14 170,7 |
5 093,3 |
7 806,6 |
5 491,2 |
2 315,5 |
50 957,9 |
"+"/"-" тыс. тонн, thousands |
4 162,1 |
2 164,4 |
-46,9 -0,3% |
2 044,6 67,1% |
1 607,8 25,9% |
1 636,1 42,4% |
-28,3 -1,2% |
5 769,9 12,8% |