Случившаяся в Суэцком канале 23 марта 2021 года посадка на мель и последующие пока безуспешные попытки снятия с мели сверхбольшого контейнеровоза (Ultra Large Container Ship) Ever Given вместимостью 20 388 TEUs вызвала широкую дискуссию относительно явной уязвимости мировых коммуникаций и такой же явной зависимости всей мировой экономики от таких магистралей. Однако для технических специалистов интерес представляют вполне практические выводы, которые следуют из этого прискорбного происшествия, рассказал «ПортНьюс» генеральный директор Морского инженерного бюро, проф. Геннадий Егоров. По его мнению, такие ULCS длиной 400 м и шириной 59 и более метров играют все большую роль в работе ведущих контейнерных линий, проходящих через Суэц, достаточно близки к ним по своим размерам сверхбольшие балкеры (длиной до 362 м), а танкеры даже превосходят – например, списанный в 2009 году Knock Nevis имел габаритную длину 458 м и ширину 68,8 м при дедвейте 564 тыс. тонн. Правда, многие из них в силу большой осадки не заходили в Суэцкий канал. При этом, как правило, эти суда с одним винтом, одним главным двигателем и одним рулем и рулевой машиной, с безвахтенным обслуживанием машинного отделения. Такие гиганты работают на европейские и китайские порты, соответственно, в прибрежной зоне и в некоторых проливах.
Есть вполне серьезные публикации о перспективных контейнеровозах вместимостью 30 000 TEUs длиной до 460 м и шириной 68 м, но пока европейские терминалы не готовы в силу разных причин к таким судам.
Чем больше таких судов, тем больше вероятность происшествий с ними. Поэтому необходимо задуматься о двух следующих моментах:
Что необходимо сделать, чтобы предотвратить неблагоприятное развитие событий с ULCS и им подобным судам, если происходит кратковременный отказ главных машин и механизмов, обесточивание в зоне интенсивного судоходства и т.п.?
Вероятно, для предотвращения последствий отказа можно рекомендовать обязательное применение эскортных буксиров, как это делается в ряде случаев (например, при проходе Босфора) для танкеров. Причем следует оценить риски и на основе этого анализа выбрать тот размер судна, который для конкретных путевых условий будет требовать такого эскортирования. Это, кстати, потребует наличия таких довольно мощных буксиров.
Если все же судно село на мель, то как его снять в разумное время? Или вообще, как вести аварийно-спасательную операцию с таким гигантом?
Можно рекомендовать дальнейшее развитие специализированного флота аварийно-спасательных судов, с учетом размеров их возможных «клиентов». Это касается как мощности, так и наличия специальных кранов и другой техники. Кроме того, вероятно, важно иметь в готовности и соответствующие земснаряды для размыва грунта, которые в «мирной» ситуации будут выполнять свои обычные задачи.