«ЦНИИМФ» разработал требования по применению на судах в качестве топлива метанола и этанола
Научно-исследовательская работа проведена по заказу РС
В рамках выполнения научно-исследовательской работы по заказу Российского морского регистра судоходства (РС) специалисты АО «ЦНИИМФ» разработали требования по применению на судах в качестве топлива метанола и этанола, учитывающие международные нормативные документы по безопасности судов, использующих метанол и этанол в качестве топлива. Об этом сообщает пресс-служба ЦНИИМФ.
Проведенный в ходе исследования анализ свойств и характеристик метанола и этанола показал, что их использование затруднено не только проблемами технического характера, но и организационными, связанными с применением существующей нормативной базы их использования в качестве топлива на судах.
В настоящее время активно ведется разработка требований классификационных обществ к таким судам. Международным стандартом, регламентирующим подход к конструкции судов, использующих метанол/этанол в качестве топлива, является Международный кодекс по безопасности для судов, использующих газы или иные виды топлива с низкой температурой вспышки. Разработаны требования DNVGL, LloydsRegister, ChinaClassificationSociety.
Среди них следует отдельно упомянуть Правила DNV GL, где сформулированы требования к судам, имеющим в символе класса обозначение LFL FUELLED, то есть, судам, использующим в качестве топлива вещества с низкой температурой вспышки.
Международная морская организация (IMO) также ведет разработку требований к судам, использующим метанол и этанол в качестве топлива. На шестой сессии IMO утверждён проект циркуляра под названием «Временные руководящие принципы обеспечения безопасности судов, использующих метиловый и этиловый спирт в качестве топлива» [5]. В проекте упомянутого циркуляра и в требованиях DNV GL содержатся те же разделы, что и в Кодексе и «Требованиях к судам, оборудованным для использования газа или топлива с низкой температурой вспышки» РС.
В документах IMO и DNV GL представлены требования, предъявляемые к конструкциям емкостей для хранения топлива(метанола/этанола), потребителям топлива на судне, топливной системе, противопожарной защите, вентиляции помещений и другие требования.
В результате проведенной научно-исследовательской работы были разработаны специальные требования к судам, использующим в качестве топлива метанол и этанол или другие виды топлива с низкой температурой вспышки. Важной частью работы являлась адаптация применимых положений международных НД к структуре и терминологии существующих требований Регистра. Эти требования нашли отражение в виде нового раздела части XVII Правил РС. В этот раздел вошли, как общие положения, включающие область применения, определения и дополнительные символы класса, так и требования, касающиеся конструкции судна и топливных емкостей для метанола и этанола, потребителей топлива на судах, топливной системы, противопожарной защиты, систем вентиляции, инертизации, контроля, управления и автоматики, а также электрического оборудования и защиты экипажа.
АО «Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт морского флота» (АО «ЦНИИМФ») является правопреемником Научно-исследовательского института судостроения и судоремонта, созданного приказом Наркомата путей сообщения СССР от 02.03.1929 г. №771. В настоящее время АО «ЦНИИМФ» является ведущей научной организацией Российской Федерации в области морского транспорта, занимающейся практически всеми проблемами отрасли: развитием флота и портов, проектированием судов транспортного и служебно-вспомогательного флота, технологиями перевозки грузов, экономикой морского флота, технической эксплуатацией судов и портовой перегрузочной техники, радиационной безопасностью, охраной труда, развитием арктической морской транспортной системы, ледокольным и атомным флотом, всеми вопросами обеспечения безопасности мореплавания, разработкой региональных систем управления движением судов, охраной окружающей среды, разработкой планов ликвидации разливов нефти, разработкой проектов дооборудования судов транспортного флота для обеспечения мобилизационной готовности.