Это может привести к тому, что российские рыбопромышленники должны будут доказывать, что их суда затоплены не преднамеренно
Минтранс России разработал проекты федеральных законов о внесении изменений в КТМ и КВВТ в части регулирования вопросов удаления имущества, затонувшего в морских акваториях и на внутренних водных путях РФ, а также в КоАП.
Проекты федеральных законов «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации в части регулирования вопросов удаления имущества, затонувшего в морских акваториях и на внутренних водных путях Российской Федерации» и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» размещены на федеральном портале проектов нормативных правовых актов для проведения общественного обсуждения.
Процедура обсуждения продлится до 23 ноября.
Как отмечают во Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, проектом изменений в КТМ и КВВТ устанавливаются условия, при которых затонувшее имущество признается бесхозным. Отдельно прописывается запрет уничтожения этого имущества путем затопления.
Кроме того, полностью изменена статья 108 КТМ, которая устанавливает обязательства поднять затонувшее судно. В нее включена дифференциация сроков подъема и подробный порядок уведомления всех сторон о наличии затонувшего имущества. Наличие угрозы от затонувшего имущества безопасности мореплавания или причинения ущерба морской среде загрязнением, препятствия осуществлению рыболовства, деятельности порта и проводимым в нем работам будет определяться ответственными федеральными органами власти согласно порядку и критериям, которые будут установлены правительством.
Ответственность за утилизацию «бесхозяйного имущества» возложена на субъекты РФ, на территории которых оно обнаружено. В течение трех месяцев с момента получения соответствующей информации субъекты РФ должны поставить суда на учет, поднять, удалить или уничтожить. Порядок возмещения расходов региональных бюджетов на эти работы также устанавливается рравительством.
Кроме того, предусмотрено, что «администрация бассейна внутренних водных путей поднимает затонувшее судно или иное затонувшее имущество и удаляет либо утилизирует его, если оно расположено на судовом ходу и препятствует движению судов, а также деятельности судоходных гидротехнических сооружений.».
Проектом изменений в КоАП соответственно устанавливается ответственность за нарушение указанных положений КТМ и КВВТ, поясняют в ВАРПЭ.
В частности, за утилизацию морского судна путем его затопления (подтопления) в пределах внутренних морских вод или территориального моря РФ, а также в акватории Северного морского пути или утилизацию судна внутреннего плавания путем его затопления (подтопления) на внутренних водных путях РФ налагается штраф в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб. для граждан, от 300 тыс. до 600 тыс. руб. - для должностных лиц, от 600 тыс. до 1 млн руб. - для юр. лиц. Отказ владельца судна или иного затонувшего имущества поднять, удалить или уничтожить его в установленные сроки влечет штраф в размере от 1 млн до 3 млн руб. для граждан , от 3 млн до 5 млн руб. - на должностные лица, от 5 млн до 10 млн руб. - на юр. лица.
В ВАРПЭ считают, что с вступлением в силу этих изменений на рыбопромышленников потенциально может быть возложено дополнительное обязательство - предоставлять доказательства по каждому затонувшему в будущем судну, что оно не было затоплено преднамеренно - в целях утилизации.
Ссылки по теме:
Необходим новый подход к подъёму затонувших судов - эксперт >>>>
Опубликован законопроект о присоединении России к Найробийской конвенции о затонувших судах >>>>