1. Главная
  2. Морские новости и новости речной отрасли
  3. Шлюз №2 Северо-Двинской шлюзованной системы принят в эксплуатацию

1 октября 2020   12:54

Шлюз №2 Северо-Двинской шлюзованной системы принят в эксплуатацию

Реконструкция шлюза завершена

После завершения реконструкции приёмочной комиссией  30 сентября 2020 года принят в эксплуатацию шлюз №2 Северо-Двинской шлюзованной системы, сообщает пресс-служба Росморречфлота со ссылкой на информацию ФБУ «Администрация Севводпуть».

Реконструкция воднотранспортной системы входит в федеральный проект Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. В рамках первого этапа комплексной реконструкции Северо-Двинской шлюзованной системы выведено из аварийного статуса её последнее гидротехническое сооружение, находившееся в аварийном техническом состоянии – шлюз №2.

Шлюз №2 входящий в состав Северо-Двинской шлюзованной системы и подлежащий реконструкции, расположен на Топорнинском канале, который впадает в Шекснинское водохранилище двумя рукавами. Реконструируемое сооружение представляет собой однокамерный шлюз общей длиной 191,25 м с промежуточной головой, ворота и приводные механизмы которой были полностью демонтированы.

По проекту первого этапа реконструкции построены новые сооружения вместо демонтируемых, в том числе здания диспетчерской и будок управления на верхней и нижней головах шлюза со средствами автоматизации и управления шлюзовыми воротами, а также пожарной сигнализацией и новыми сетями электроснабжения.

Северо-Двинская шлюзованная система, построенная по указу императора Александра I в 1825-1828 годах, соединяет бассейны двух морей – Каспийского и Белого. За весь период эксплуатации системы её основные сооружения – шлюзы, выполненные из деревянных конструкций, – дважды полностью восстанавливались: с 1882 по 1885 годы и с 1916 по 1920 годы без изменения их технических характеристик, основных конструктивных решений и материалов.

После строительства в 1930-е годы прошлого века Беломорканала значение водной системы стало падать, но начавшаяся Великая Отечественная война подтвердила стратегическое значение водного пути по Северной Двине – Беломорканал и Кировская железная дорога были перерезаны. Для вывоза поступающих в Архангельск грузов по ленд-лизу в центральные районы страны Северо-Двинский канал тогда срочно обновили.

В 2000-х годах началась очередная реконструкция уже с постепенной заменой в основном деревянных и деревоземляных гидротехнических сооружений на современные конструктивные решения, средства автоматизации и материалы. По её завершению, гарантированная глубина на водных путях 127-километровой Северо-Двинской шлюзованной системы, не входящей в состав Единой глубоководной системы Европейской территории РФ, увеличится до 2,5 м.