Моряки с судна Rhosus, груз с которого взорвался в Бейруте, терпели бедствие и не получали зарплату
Экипаж судна Rhosus состоял из россиян и украинцев
В Российском профсоюзе моряков (РПСМ) рассказали предысторию с судном Rhosus, груз с которого взорвался накануне в Бейруте (Ливан). Власти связывают произошедшее с ненадлежащим хранением 2750 тонн нитрата аммония (аммиачной селитры), которую выгрузили здесь еще шесть лет назад с теплохода Rhosus.
Как указано в сообщении профсоюза, в 2013 году балкер под флагом Молдавии перевозил опасный груз из Батуми в Мозамбик и сделал внеплановый заход в Бейрут. Там теплоход задержали портовые власти из-за технических нарушений эксплуатации. Одновременно экипаж, состоящий из граждан России и Украины, обратился в Международную федерацию транспортников и рассказал, что работодатель – кипрская компания Teto Shipping – с самого начала контрактов не выплачивала морякам зарплату.
«Портовые власти не разрешали полностью репатриировать экипаж, чтобы судно не осталось без присмотра, – рассказала инспектор МФТ в Новороссийске Ольга Ананьина. – Разрешения на выгрузку опасного груза нитрата аммония капитания тоже не давала, а компания не присылала замену морякам».
В ответ на обращение МФТ судовладелец, предприниматель из Хабаровска, обещал продать судно и рассчитаться по долгам. Шестеро моряков тогда не поверили работодателю и уехали домой за свой счет.
К марту 2014 года, на борту остались капитан, старший механик, третий механик и боцман.
Тогда моряки рассказывали, что помимо задержания судна и невыплаты зарплаты, есть и другая проблема – тревогу у команды вызывал тот факт, что в трюмах судна «Rhosus» находился особо опасный груз – нитрат аммония. Портовые власти Бейрута наотрез отказались не только выгружать груз, но и перегружать его на другое судно.
К апрелю ситуация и вовсе стала патовой. На «Rhosus» закончилось продовольствие, моряки так и не получили заработную плату с октября 2013 года, а вопрос о репатриации на Родину повис в воздухе. Фактически российский экипаж терпел бедствие в порту Бейрут. К тому моменту выйти в рейс команда по-прежнему не могла.
«Ливанский судовой агент спекулирует по поводу местных законов: они не позволяют оставлять судно без минимального состава экипажа, – писал тогда российский капитан судна Борис Прокашев. – Но в Ливане нет и закона, позволяющего удерживать заложников. Содержание арестованного судна – это забота портовых властей, но проблема не должна решаться за счет людей, у которых закончились какие-либо отношения с работодателем».
За время, проведенное в Бейруте, моряки направили десятки обращений в администрацию флага судна Молдавия, на которой лежала обязанность репатриации членов экипажа в случае оставления судна, государственным и портовым властям по месту нахождения судна, профильные министерства Ливана, различные посольства, международные морские и профсоюзные организации, организации Красного креста, международные СМИ.
Примечательно, что Консульство РФ в Ливане никаких мер по оказанию помощи россиянам не предпринимало. Капитан даже отправлял письмо в представительство и просил помочь с адвокатом, однако ответа так и не получил.
«Решением проблем на «Rhosus» занимались МФТ и фонд «Ассоль», – сказала Ольга Ананьина. – Нашелся даже адвокат, взявшийся за дело.
Только летом 2014 года дело сдвинулось с мертвой точки: в ходе встречи с консульским должностным лицом директор Департамента наземного и морского транспорта Абдель Хафиз Кайсси сообщил, что ливанские компетентные органы начали рассматривать проблему репатриации экипажа «Rhosus» в сочетании с вопросом продажи судна и его взрывоопасного груза.
В этой связи соответствующий судебный орган изучил дело с привлечением всех заинтересованных сторон – представителем экипажа юридической компанией Baroudi & Associates, экспертами Минтранса и Минюста, портовым агентом М. Багдади.
Тогда же Кайсси подтвердил, что именно неопределенная перед судом позиция М. Багдади задерживает рассмотрение дела, а его отказ нанимать технический экипаж из числа местного населения не позволяет начать репатриацию моряков.
В итоге суд все же выдал разрешение на выгрузку селитры, однако портовый агент М. Багдади продолжал затягивать репатриацию моряков, потому что категорически отказывался нанимать технический экипаж из местных.
Спустя некоторое время местных на выгрузку все же нашли, а моряков отпустили домой. Помощь в возвращении оказывали сотрудники одесского фонда помощи морякам «Ассоль».
На сегодняшний день, по информации инспектора МФТ в Новороссийске О. Ананьиной, судовладелец так и не рассчитался с экипажем, а опасный груз вопреки правилам так и не был утилизирован за все это время.
В связи со взрывом 4 августа генеральный секретарь Международной морской организации Китак Лим выразил глубокие соболезнования семьям погибших и всему народу Ливана: «Порт обеспечивает доставку жизненно важных грузов – продовольствия, медикаментов и других. Его разрушение будет иметь колоссальные последствия. Организация Объединенных Наций оказывает содействие властям Ливана. Со своей стороны Международная морская организация готова так же оказать любую посильную помощь».