Вопрос о подъеме затонувших судов был поднят в ходе совещания у Юрия Трутнева
Министерство транспорта Российской Федерации считает целесообразным вернуться к вопросу о ратификации Россией Международной конвенции об удалении затонувших судов (The Nairobi International Convention on the Removal of Wrecks, текст конвенции на русском языке), которая была принята в 2007 году в Найроби и вступила в силу 14 апреля 2015 года. Как сообщил ИАА «ПортНьюс» источник в Минтрансе, такое предложение планируется направить в правительство РФ во исполнение поручения заместителя председателя правительства РФ Юрия Трутнева.
Согласно протоколу совещания, проведенного Юрием Трутневым (копия имеется в распоряжении ИАА «ПортНьюс»), Минтрансу в срок до 30 июля 2020 года поручено представить предложения по проблеме подъема затонувших судов.
Так, в частности, протоколом предлагается по истечению трехмесячного срока, если собственник судна не выполняет его подъем за счет собственных средств, признавать затонувшие суда «бесхозяйными». Подъем таких судов осуществлять силами уполномоченных органов с последующим возмещением расходов за счет собственника такого имущества. Собственнику судна установить финансовую ответственности за нарушение сроков подъема затонувших судов. Механизм подъема и утилизации затонувших судов уполномоченными органами проработать за счет субсидий, предоставляемых на конкурсной основе.
В Минтрансе России считают, что большинство вопросов, касающихся подъема затонувших судов могут быть решены посредством присоединения России к соответствующей международной конвенции. В настоящее время она не ратифицирована РФ.
Подъем и утилизация затонувших судов – дорогостоящая операция. Конвенция предусматривает дополнительные обязательные страховые выплаты судовладельцев, за счет которых в случае затопления судна оно будет поднято. Конвенция действует в морских акваториях. Особенностью РФ является распространение режима морской акватории на ряд устьевых портов, таких как Ростов-на Дону, Астрахань. В случае ратификации данной конвенции владельцы речных судов получат дополнительную финансовую нагрузку, так как будут вынуждены оплачивать дополнительную обязательную страховку.
Комментарий, предоставленный ИАА «ПортНьюс» заместителем генерального директора ЦНИИМФ по научной работе, по безопасности мореплавания и морскому праву, к.т.н. Владимира Васильева:
- Правила, применяемые к подъему, удалению и уничтожению имущества, затонувшего в пределах внутренних морских вод или территориального моря Российской Федерации, а также к подъему, удалению и уничтожению имущества, затонувшего в акватории Северного морского пути определяются главой VII – «Затонувшее имущество» Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
Глава раскрывает обязанности собственника поднять затонувшее имущество, его права на затонувшее имущество.
Также глава раскрывает обязанности подъем, удаления или уничтожение затонувшего имущества администрациями морских портов и на полное возмещение понесенных ею расходов, правила истребования поднятого затонувшего имущества его собственником и разъясняет ряд других вопросов.
Вопросы затонувшего имущества – одни из самых старых вопросов морского права, разъясненные на уровне римских законов и являющимися классическими вопросами естественного права.
Возможно, принятие ряда подзаконных актов могло бы способствовать усилению ответственности собственника и возможному сокращению сроков, которые в настоящее время даются на принятие собственником решения.Если затонувшее имущество представляет угрозу безопасности судоходства, находится вблизи морских путей, в акватории морского порта, или же представляет угрозу окружающей среде, все необходимое в настоящее время в законодательстве имеется. Тем не менее, аварийные происшествия с судами случаются, например, известный случай столкновения «СКФ Енисеей» с затонувшей баржей, перевозивший металлолом.
Что же касается Международной конвенции об удалении затонувших судов (The Nairobi International Convention on the Removal of Wrecks), которая вступила в силу 14 апреля 2015 года, то это один из тех инструментов ИМО, к которым Российская Федерация не присоединилась. Для формирования позиции по присоединению требуются серьёзные исследования, в основном – с целью выяснения экономической целесообразности вступления, так как конвенция предусматривает ряд взаимных обязательств со странами-участниками.
Кроме изложенного, хотелось бы обратить внимание на то, что имеются затонувшие суда и корабли, также другие предметы, собственника которых установить невозможно, в том числе и по давности затопления.
В Российской Федерации установленные пути движения судов очищены от таких объектов, более полное удаление требует значительных затрат и может быть решено в рамках ФЦП, возможность проведения которой неоднократно рассматривалась, но решения принято не было.