Выручка ФГУП «Росморпорт» в первом полугодии 2020 года выросла на 6%
Количество судозаходов снизилось на 2%
Выручка ФГУП «Росморпорт» в первом полугодии 2020 года на 6% превысила аналогичный показатель за первое полугодие 2019 года, достигнув 14,7 млрд руб., сообщила пресс-служба предприятия.
При этом в части доходов от основной деятельности (портовые сборы) предприятие получило 10,4 млрд руб., что почти на 450 млн руб. меньше, чем за соответствующий период прошлого года.
Отмечается, что величиной, сбалансировавшей доходы полугодия, стала выручка от прочих и сопутствующих видов деятельности, включая коммерческие услуги флота, – 2,7 млрд руб. Предприятием обеспечено перечисление в бюджет части чистой прибыли, полученной по итогам прошлого года, в размере свыше 430 млн руб.
Количество судозаходов за отчетный период оказалось на 2% меньше показателей за первое полугодие прошлого года, немногим превысив отметку в 58 тыс., из них около 33 тыс. – судов загранплавания (-3%) и 25 тысяч – плавания в каботаже (-1%). На уменьшении количества обслуженных судов явным образом отразилось влияние пандемии и повсеместно вводившихся ограничительных мер – как и ожидалось, отрасль отреагировала на них с небольшой задержкой. При этом основной спад отмечен в морских портах европейской части страны: Санкт-Петербург из-за отсутствия круизных маршрутов, морских портах, ориентированных на перевалку угля, включая Мурманск, и нефти и нефтепродуктов в Приморске, Высоцке и Усть-Луге. Кроме того, снизилось количество судов, заходящих для бункеровки в морские порты Находка, Восточный, Калининград.
Общий объем дноуглубительных работ, выполненных ФГУП «Росморпорт» за шесть месяцев 2020 года, составил около 3,5 млн куб. м – 42% от установленного на год плана в 8,3 млн куб. м. Основной фронт работ ведется предприятием на Волго-Каспийском морском судоходном канале. Учитывая тенденцию к понижению уровня Каспийского моря, ФГУП «Росморпорт» ежегодно увеличивается план дноуглубительных работ в открытой морской части канала: если в прошлом году были проведены ремонтные дноуглубительные работы в объеме 3,6 млн куб. м, то в текущем году Астраханскому филиалу ФГУП «Росморпорт» предстоит выполнить объем в 3,9 куб. м. Кроме того, в настоящее время реализуется проект по строительству защитных сооружений (дамб) на участке морской части канала для решения проблемы обмеления, что позволит сократить заносимость русла на 35%, а также оптимизировать объемы работ и сопутствующие затраты на перспективу.
За отчетный период для компенсации вреда водным биологическим ресурсам в рамках работ по дноуглублению осуществлен выпуск более 510 тыс. экз. молоди ценных видов рыб на сумму свыше 79 млн. руб. В целом на экологические мероприятия и проведение производственно-экологического контроля (мониторинга) затрачено почти 100 млн руб.
Несмотря на изменения экономической конъюнктуры, предприятие сохраняет заданный темп инвестиционного развития, продолжая активно реализовывать программу развития и пополнения флота. Заметным событием первого полугодия стало принятие на баланс предприятия пяти новых буксиров ледового класса Arc4, оснащенных поворотными винто-рулевыми колонками. Эти механизмы обеспечивают высокие маневренные качества. Кроме того, на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе ведется строительство буксира ледового класса Arc5, были спущены на воду и доставлены своим ходом в морской порт Большой порт Санкт-Петербург для последующей транспортировки морем на борту транспортного судна для работы в морской порт Ванино два современных лоцманских катера с гибридной энергетической установкой. Важно отметить, что программа реализуется без использования каких-либо мер поддержки, несмотря на то, что предприятие отнесено к перечню системообразующих и включено в соответствующий отраслевой список Минтранса.
В первом полугодии 2020 года были завершены работы по реконструкции объектов СОБМ в морском порту Феодосия, по созданию береговой радиостанции НАВТЭКС в морском порту Таганрог. Было введено в эксплуатацию здание СУДС в Махачкале, завершено выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Реконструкция гидротехнических сооружений: причала № 34, причала № 35, подходного канала к причалам 31-35, акватории причала № 34, акватории причала № 35 в морском порту Восточный».
Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в сроки выполнения работ на объектах. Тем не менее, продолжаются работы по строительству паромно-пассажирского причала на левом берегу Анадырского лимана в пос. Угольные копи и реконструкция причалов в морском порту Певек. Возобновляются работы по строительству морского международного грузопассажирского терминала в г. Пионерский Калининградской области, по созданию объектов федеральной собственности угольного комплекса в бухте Мучке Хабаровского края.
Готовясь к размещению дебютного облигационного транша, приобретающего особое значение в новых экономических условиях для обеспечения стабильного источника финансирования программы капиталовложений, предприятие в июне подтвердило рейтинг кредитоспособности на уровне, соответствующем общероссийскому (ruААА).