Российский флаг находится на грани ухода в средний список флагов Парижского меморандума
Существует риск перехода флага РФ из белого (высшего) в серый (средний) список Парижского меморандума (или список флагов средней эффективности по новой терминологии). Как передал корреспондент «ПортНьюс», такое мнение в ходе совместного заседания Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте высказал заместитель руководителя федерального агентства Денис Ушаков.
По его словам, планируется внедрить новый метод определения категорий флагов в рамках меморандума: вместо белого, серого и черного списков будет применяться список флагов с высокой, средней и низкой эффективностью.
«Уже сейчас в информационной системе государственного портового контроля реализован метод расчета эффективности флага России по новому методу для всех трех меморандумов (Токийского, Парижского и Черноморского - Ред.). По новому методу расчета флаг Российской Федерации на текущий момент попал бы в список флагов среднего уровня эффективности в Токийском меморандуме, а в остальных меморандумах пока остался бы в списке флагов высокого уровня эффективности. Однако при этом надо отметить, что в Парижском меморандуме мы идем на грани между высоким и средним уровнем, и как повернутся инспекции после пандемии неизвестно, нужно будет внимательно отслеживать ситуацию», - сказал Денис Ушаков.
В настоящее время в России существует три признанных организации по классификации и освидетельствованию судов: Российский морской регистр судоходства, RINA и Bureau Veritas.
«Задержания российских судов в иностранных портах напрямую будут влиять на оценку эффективности этих классификационных обществ», - сказал представитель Росморречфлота. При этом будет необходимо набрать статистику задержаний за последние три года.
Белый, серый и чёрный список характеризует государства по степени надёжности их судов и соответствия международным нормам судоходства. Нахождение флага в том или ином списке влияет на отношение к судам под этим флагом государственного портконтроля.
Парижский меморандум (Парижский меморандум о взаимопонимании по контролю судов государством порта, Paris MOU) был согласован в 1982 году в качестве реакции на неспособность государств флага, особенно удобных флагов, которые делегировали свою задачу классификационным обществам, выполнять свои обязанности по обследованию и сертификации. Государствам-членам Парижского меморандума являются: Бельгия, Болгария, Канада, Хорватия, Кипр, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Россия, Словения, Испания, Швеция и Великобритания.
Впоследствии были подписаны еще несколько региональных меморандумов, в том числе Tokyo MOU (Тихий океан), Acuerdo Latino или Acuerdo de Viña del Mar (Южная и Центральная Америка), the Caribbean MOU, the Mediterranean MOU, the Indian Ocean MOU, the Abuja MOU (Западная и Центральная Атлантика), the Black Sea MOU и the Riyadh MOU (Персидский залив).