Представители ведущих речных судоходных компаний России предложили развивать баржебуксирный сервис по примеру США
Данный вопрос обсуждался в ходе вебинара «Речной флот США. Что полезно для нас или Как люди зарабатывают?»
Участники организованного «ПортНьюс» вебинара «Речной флот США. Что полезно для нас или как люди зарабатывают?» обсудили возможности применения американского опыта организации судоходства в России. С докладом на эту тему выступил генеральный директор «Морского инженерного бюро», профессор, д. т. н. Геннадий Егоров.
Эксперт рассказал об опыте использования баржебуксирных составов на реках США.
Составы, состоящие из нескольких барж-секций простой конструкции, перемещаются при помощи буксиров-толкачей и путем добавления и удаления секций в составе могут перемещать как значительные (до 60 тыс. тонн), так и мелкие грузовые партии. При этом необходимая для этого глубина составляет лишь 2,7 м.
Как рассказал в ходе вебинара генеральный директор «Прайм Шиппинг» Игорь Ганин, опыт компании показал, что на тонну дедвейта баржебуксирный состав эксплуатировать выгоднее в прямом рейсе, чем самоходное судно.
«Если какой-либо большой линейный буксир объявит о сервисе, что, допустим, каждый день он будет проходить или Самару, или Саратов туда и обратно и включит в свое расписание движения Ярославль и Астрахань, то мы свою баржу ему бы подставили. Вот возят маленькими баржами песок по Волге, они могли бы к кому-то прицепляться», - считает Игорь Ганин.
По словам выступившего в ходе вебинара генерального директора судоходной компании «Пола Райз» Альберта Выговского, при определенном уровне спроса применение барже-буксирных составов экономически действительно более целесообразно, однако при низком спросе выгоднее использовать самоходные суда. По мнению главы судоходной компании, главная проблема для внутреннего водного транспорта в России - это конкуренция с железной дорогой, имеющей государственное субсидирование.
Это мнение поддержал и первый заместитель генерального директора ООО «Волготранс» Алексей Пальгов, который отметил, что при отсутствии субсидирования водный транспорт выгоднее железнодорожного, что показывает опыт США, где между этими видами транспорта имеется свободная конкуренция, которую однозначно выигрывают речные перевозки.
Среди проблемных моментов в России Геннадий Егоров, со своей стороны, также выделил избыточные требования Техрегламента, которые приводят к существенному удорожанию строительства соответствующего флота.
О высокой стоимости строительства судов в России и конкуренции с РЖД говорил в ходе вебинара и генеральный директор «П. Транско» Анатолий Белозеров. Среди других проблем он выделил недостаток мест для безопасного отстоя флота, сложностях с согласованиями осуществления рейдовых перевалок. Эксперт также поддержал идею организации речного судоходства барже-буксирными составами по аналогии с США, поскольку благодаря этому можно перевозить небольшие партии груза от мелких грузоотправителей и использовать баржи в качестве хранилищ.
Подводя итог вебинара, заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов подчеркнул, что на каждом участке внутренних водных путей России - своя экономика и свои виды подходящих судов.
«Наша задача, в первую очередь, ликвидировать «узкие места» на внутренних водных путях и найти массовые грузы для реки. И уже под это создавать новые виды техники», - сказал Константин Анисимов.
Он также подчеркнул важность проведения подобных просветительских семинаров, поскольку они позволяют всестороннее оценивать ситуацию в отрасли и находить для нее оптимальные решения.