Обязательство установки российского СКО на суда без программы его импортозамещения может остановить судостроение в России - эксперт
Судоходное сообщество озабочено намерением Минпромторга России внести новые поправки в статью 4 Кодекса торгового мореплавания (КТМ) и законодательно закрепить требования принятого ранее постановления правительства №719 (719 ПП) о критериях, которые позволяют считать судно российским, а, следовательно, пользоваться государственными мерами господдержки. Об этом заявил в ходе общего собрания членов Российской палаты судоходства директор по развитию ООО «Управление транспортными активами» Андрей Горленко.
Он пояснил, что программа поддержки отечественного судостроения, разработанная Минпромторгом и реализуемая в настоящее время, принесла очень хорошие результаты: более 150 судов построено на российских верфях, гражданские верфи вложили полученные средства в модернизацию производства и сохранили свою конкурентоспособность. Критерии признания судна российским по этой программе достаточно простые – судно строится на российской верфи и работает под российским флагом.
«Мы очень благодарны министерству за эту программу поддержки судостроения, без которой не было бы новых судов и уже лежали бы на боку российские верфи», - подчеркнул Горленко.
Однако в настоящее время в Госдуму РФ внесен законопроект, который добавляет новые критерии, без которых судно не будет признано российским и не получит господдержку. Эти критерии описаны в 719 ПП и предписывают устанавливать на строящееся в России судно отечественное судовое комплектующее оборудование в следующем объеме: с 2020 года – 8 позиций, с 2021 года - 16 позиций, с 2023 года – 22 позиции. При этом российские производители не готовы своевременно предоставить качественное и конкурентоспособное СКО, поэтому, по оценке докладчика, ни одна российская верфь не готова давать гарантии изготовления судов, в полном объеме отвечающих 719 ПП.
«Представители Российской палаты судоходства неоднократно объясняли Минпромторгу России, что под лозунгом импортозамещения в судостроении сегодня решаются другие задачи, - пояснил Горленко. – На наш взгляд, решается задача развития импортозамещаемого судового оборудования на предприятиях - смежниках верфей, за которые верфи отвечать не могут. То есть, происходит подмена понятий и это очень опасно».
«Важнейшая для государства проблема импортозамещения в судостроении должна решаться с другого конца: сначала надо создать программу импортозамещения СКО и начать ее реализовывать, а потом думать о том, как простимулировать судовладельцев и верфи к использованию оте6чественных компонентов», - подчеркнул Андрей Горленко.
По его мнению, «попытки расширить критерии «русскости» судна без реализации отдельно программы импортозамещения СКО чреваты для верфей потерей заказов».
Ссылка по теме:
Перспективы импортозамещения >>>>