Гамбургский координационный центр судов (HVCC), технологическая группа Wärtsilä и круизная группа Carnival принимают участие в совместном проекте по цифровизации судоходства. Целью проекта является обеспечение надежности судозаходов, более эффективная обработка судов и портовая логистика, а также снижение расхода топлива и выбросов в порту. Первые результаты проекта были представлены 19 февраля 2020 года на саммите «Умные порты» в Лондоне, говорится в пресс-релизе портового и логистического оператора HHLA.
Через порты по всему миру проходят большие транспортные потоки, и когда суда причаливают к терминалам, береговая логистика должна быть тщательно организована и спланирована вплоть до мельчайших деталей. Это касается как грузовых, так и пассажирских судов. При прибытии, например, круизного судна в порт Гамбург, требуется заблаговременно провести подготовительные мероприятия, необходимые для принятия / посадки до 6 тыс. пассажиров. Для этого бронируются десятки автобусов, поездов, авиарейсов, сотни гостиничных номеров, организуются однодневные туры.
Поставщики должны пополнить судовые запасы свежими продуктами питания, расходными и техническими материалами. Любая задержка с прибытием судна может повлечь дополнительные финансовые расходы.
Гамбургский координационный центр судов HVCC уже более десяти лет занимается оптимизацией движения судов прибывающих и покидающих порт Гамбурга. Это могут быть контейнеровозы, балкеры, круизный лайнер, фидерное судно или судно внутреннего плавания.
В прошлом году HVCC координировала заходы более 3,2 тыс. мега-судов в порт Гамбурга. При планировании судозахода HVCC определяет идеальное время прибытия (запрошенное время прибытия - RTA) для судна, когда оно приближается к Эльбе. При этом Центр учитывает такие факторы, как загруженность причалов, встречное движение, приливные и погодные условия, и получает всю подтвержденную операционную информацию – все это задолго до того, как судно начнет свой переход в Гамбург.
Судоходная компания или руководство судна могут использовать данные RTA для регулировки скорости движения судна и его маршрута, чтобы обеспечить точное прибытие судна в оговоренное время. Это также позволяет терминалам и другим поставщикам портовых услуг параллельно готовить свои планы. Результатом такой системы являются надежные сроки прибытия, оптимизированная логистика портов и планирование ресурсов, а также сокращение потребления топлива и выбросов.
Основываясь на оптимизации судозаходов с помощью цифрового обмена данными вместе с технологической Wärtsilä и круизной группой Carnival, HVCC уже разработала планирование прохода судна, чтобы опробовать уникальное цифровое решение для своевременного судозахода. Участниками проекта впервые был осуществлен прямой обмен данными в режиме реального времени в реальных условиях между портом и судном для обеспечения оптимизированного подхода к порту Гамбург.
Первые полевые испытания были проведены на круизных судах AIDAperla и AIDAsol, которые регулярно заходят в порт Гамбург. В ходе этих испытаний данные, которыми обменивались HVCC и Центр управления флотом Carnival Maritime, расположенные в Гамбурге, поступали непосредственно на ЭКНИС с помощью цифровой платформы Navi-Port, разработанной Wärtsilä. Непрерывный, динамичный обмен данными в режиме реального времени улучшает координацию и позволяет автоматически изменять курс и скорость судна в случае изменения условий в порту во время рейса. Поддержку этому инновационному проекту оказывает классификационное общество Bureau Veritas (BV), чтобы гарантировать соблюдение требований кибербезопасности.
Участником проекта также является управленческая консалтинговая компания HPC (Гамбург).
После успешных испытаний в круизном сегменте, теперь участники проекта планируют применить эти технологии в сегменте грузовых судов. С этой целью проведены переговоры с судоходными компаниями, контейнерными перевозчиками. По мнению управляющего директора HVCC Джеральда Хирта, «при наличии примерно 3 тыс. морских портов и 100 тыс. торговых судов по всему миру потенциал для дальнейшего развития сетей является огромным».
HVCC был основан как логистический центр для координации движения фидерных судов. Позже центр также начал обслуживать суда внутреннего плавания. Впоследствии, в тесном сотрудничестве с администрацией порта Гамбург, был создан еще и отдел координации операций морских терминалов. С 2015 года совместное предприятие стало называться Гамбургским координационным центром судов (Hamburg Vessel Coordination Center).
Корпорация Wartsila (головной офис - Хельсинки, Финляндия) является мировым лидером в проектировании и производстве двигателей и других систем для судоходной индустрии, нефтедобывающей, электрической и других отраслей промышленности. В 2018 году суммарная выручка Wärtsilä составила 5,2 млрд евро. Компания с числом сотрудников 19 тыс. человек осуществляет свою деятельность через более чем 200 представительств в 80 странах мира.
Hamburger Hafen und Logistik AG (HHLA) является крупнейшей портовой и транспортно-логистической компанией в Германии и одной из лидирующих в Европе. Компания имеет терминалы в портах Гамбург, Одесса и «сухих портах». HHLA удалось выстроить развитую логистическую цепочку, с помощью мультимодальных перевозок судами, железной дорогой и автотранспортом обеспечивая высокий уровень обслуживания клиентов. Три современных терминала в Гамбурге обрабатывают грузы, перевозимые на маршрутах из Азии в Центральную и Восточную Европу. Железнодорожные операторы оказывают услуги по перевозке контейнеров из портов в Северном и Балтийском морях, из внутренних областей Центральной и Восточной Европы, а также в Адриатике и Турции.