Россия и Финляндия подвели итоги навигации 2019 года по Сайменскому каналу
Вопросы, касающиеся итогов навигации 2019 года по Сайменскому каналу, в том числе объёмов судоходства, перспектив навигации 2020 года, реконструкции ЛЭП на арендуемой территории Сайменского канала рассматривались 29 января на заседании российско-финляндской рабочей группы по транспорту и встрече уполномоченных Российской Федерации и Финляндской Республике по Сайменскому каналу в составе российской делегации под руководством заместителя министра транспорта РФ Юрия Цветкова.
В мероприятиях приняли участие представители Минтранса России, ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря», ФГКУ «Сайменский канал», ФГУП «Росморпорт», федеральных государственных компаний и учреждений.
Также обсуждались вопросы, связанные с планируемой финляндской стороной реконструкцией шлюзовых камер Сайменского канала и увеличением уровня воды в канале на 0,1 для увеличения максимально возможных длины и осадки судов, проходящих Сайменский канал.
Заместитель руководителя Росморречфлота Константин Стасюк проинформировал финляндскую сторону о проведенных ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» по заказу ФГУП «Росморпорт» предпроектных работах по навигационному моделированию судоходных процессов для определения безопасного плавания судов с увеличенными габаритами по подходному фарватеру Сайменского канала и успешно проведенных тестовых испытаниях на навигационном тренажере с участием экспертов Финляндской Республики (в октябре 2019 года в Санкт-Петербурге). Отчет о результатах данной работы был официально передан Агентству транспортной инфраструктуры Финляндии.
В заключение встречи состоялось подписание протокола о продолжительности периода навигации на Сайменском канале и подходном фарватере Сайменского канала в 2020 году и подписание протокола встречи Уполномоченных по Сайменскому каналу двух стран, прошедшей в г. Лаппеенранта 28 августа 2019 года.
Судоходный канал, соединяющий озеро Сайма в юго-восточной части Финляндии и Выборгский залив в России, имеет общую протяжённость с морским фарватером - 57,3 км, из которых Финляндии принадлежат 23,3 км, России - 34 км.
Сайменский канал стал для юго-восточной Финляндии ключевой транспортной артерией, которая обеспечивает доступ местных товаров на мировой рынок и способствует экономическому росту региона и страны в целом. Только за 50 лет после реконструкции канал по нему перевезено более 60 млн тонн грузов.
Управление гидротехническими сооружениями и поддержание канала в судоходном состоянии осуществляются финляндской стороной, поддержание в судоходном состоянии подходного фарватера — российской. Максимальная проектная пропускная способность канала за навигационный период составляет 11,5 тыс. судов в оба направления, максимальный грузооборот оценивается в 4,6 млн тонн. Продолжительность навигации устанавливается ежегодно по согласованию сторон в зависимости от ледовых условий. Движение осуществляется круглосуточно.
Финляндия арендует 19,6 км российской части канала и прилегающую территорию. Первый договор аренды сроком на 50 лет был заключен 27 сентября 1962 года в Москве. По договору Финляндия приняла обязательства в течение пяти лет провести коренную реконструкцию Сайменского канала, а Советский Союз — построить на канале мосты и некоторые другие сооружения. Реконструкция началась в 1963 году. 5 августа 1968 года реконструированный канал был открыт президентом Финляндии Урхо Кекконеном со словами о дружбе между двумя соседними народами, которая «здесь, на Сайменском канале, отлита в бетоне и высечена в скалах».
В 2010 году подписан новый договор аренды российской части Сайменского канала, который вступил в силу 17 февраля 2012 года. Срок аренды - до 2063 года.